Дорожная карта к исламским финансам — надежда на то, что она приведёт к их развитию в России
«Дорожная карта к исламским финансам в России» должна представлять собой документ, который явится наглядным представлением пошагового сценария развития исламских финансов в России, включающий в себя и подготовку законодательно-нормативной базы, как главной составляющей «Дорожной карты», план оптимальных путей развития и выстроенные во времени основные этапы этого процесса, а также прогноз по этой отрасли на долгосрочную перспективу. Видение и стратегия здесь должны быть сведены воедино.
Самым оптимальным станет «межотраслевое» (внутри блока финансово-экономических министерств, ведомств и регуляторов) обсуждение этого документа, принятие решений по поставленным задачам, определение инструментария и формирование органа — координатора и исполнителя этих задач на государственном уровне. Первый этап пошагового сценария начался давно и всё более и более набирает обороты — это период семинаров, конференций, круглых столов и дискуссий, образование инициативных групп по изучению. Сейчас это происходит бессистемно и разрозненно.
Хотя имеется результат — все участники уже твёрдо убеждены — законодательство менять необходимо.
Все знают, что нужно изменить, а вот как запустить этот процесс?
На сегодня одной из главных задач является изменение ментальности, мышления и отношения к появлению исламских финансовых институтов не только руководителей политических ведомств, но, скорее, экономических и финансовых, регуляторов банковского, страхового секторов и финансового рынка — к исламским финансовым инструментам и исламским принципам в экономике.
Должно быть совершенно ясно, что никто не призывает заменять существующую (пусть и дискредитировавшую себя в последнее время) финансовую систему полностью на исламскую экономическую модель. Своевременным стало бы начало проведения исследовательско — аналитической работы по исламским финансам.
Необходимо выяснить, возможно ли уже сейчас, в рамках действующей нормативно-правовой базы, инкорпорировать некоторые механизмы и инструменты исламских финансовых институтов в российское законодательство. Начать можно с уровня регуляторов — проанализировать имеющиеся акты и регулирующие документы, подготовить проекты с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов.
Выявление положений законов и подзаконных актов, которые препятствуют использованию ИФП в России или затрудняют их использование, определение содержания необходимых изменений и дополнений и стоимости их разработки станут отправной точкой к подготовке проектов с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов.
На этом этапе необходимо сфокусироваться на:
— идентификации документов регуляторов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений;
— идентификации документов регуляторов на предмет возможности их частичного изменения или дополнения для исламских финансов;
— разработке документов регуляторов для исламских финансов;
— идентификации законов и законодательных актов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений;
— подготовить изменения/дополнения в соответствующие законы и законодательные акты для возможности функционирования финансовых инструментов в банковской индустрии, инвестициях, ценных бумагах, не нарушающих исламские моральные и религиозные принципы.
По мнению некоторых экспертов изменения или дополнения могут затронуть около четырнадцати Федеральных законов, таких как:
— Гражданский кодекс
— Налоговый кодекс
— О банках и банковской деятельности
— О рынке ценных бумаг
— Об инвестиционных фондах
— О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
— Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня
— Об организации страхового дела в Российской Федерации
— О взаимном страховании
— Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
— О некоммерческих организациях
— О защите потребителя
— Об ипотеке
— О кооперации
Важно будет проведение анализа подготовки законодательств по исламским финансам в таких странах, как Казахстан и Киргизия, Великобритания, Канада, США, Люксембург, а также готовящихся подходов к изменению законодательства в Германии и Франции.
Потребуется подготовка рекомендаций для Правительства РФ по вопросу проведения мероприятий, включающих сюда широкое обсуждение поправок к законодательству во всех вовлечённых в процесс ведомствах, организациях, с привлечением российских и зарубежных экспертов и практиков, формирование соответствующих институтов и механизмов по их реализации. Работу над нормативно-законодательной базой необходимо сочетать с «просвещением» по исламским финансам. Объектами «просвещения» должны стать представители государственных властных структур, федеральных и региональных финансово-экономических министерств и ведомств, регуляторы банковского, страхового секторов и финансового рынка.
Подготовка кадров по всему спектру исламских финансов является ключевым процессом в развитии исламских финансов. Если «вдруг» завтра законодательство будет готово и инвесторы или заинтересованные финансовые структуры откроют бизнесы — кто там будет работать? Ещё два года назад профессор Л. Сюкияйнен говорил о необходимости разработки системы подготовки кадров всех звеньев.
После принятия политического решения о подготовке нормативно-законодательной базы по исламским финансам можно сказать, что начнётся практический этап этого процесса. С законодательной инициативой может выступить как одно из министерств финансово-экономического блока, так и законодательный орган одного из субъектов Российской Федерации.
Важно найти эффективную организационную форму для подготовки законопроекта по исламским финансам — организовать и запустить эту работу — определив исполнителей, экспертов, составив план работы и т.д. Это очень серьёзный проект.
Одновременно с подготовкой законопроекта может начаться и реализация бизнес-проектов — создание исламского банка, страховой кампании.
Цель, стоящая перед Дорожной картой может быть быстрее и эффективнее достигнута с привлечением стратегических партнёров для финансирования инвест проектов в Российской Федерации. Россия с 2005 года является наблюдателем в Организации Исламской Конференции и поэтому можно рассчитывать на методологическую и др. помощь Исламского банка развития и аффилированных с ним институтов и организаций.
Несомненно, в первое время роль государственных органов в создании условий функционирования исламских финансов в рамках российского законодательства будет высока. Ведь с их помощью и при участии государственных учреждений, предприятий госсектора возможно быстрое развития исламских финансов в практическом русле. Пройдёт ещё ни один год полной интеграции исламских финансовых институтов в рыночную систему страны, «утряска» или адаптация созданных условий, содействующих их функционированию в соответствии с монетарной и фискальной политикой государства.
Но это будет уже новая страница в развитии финансовой системы нашей страны.
Начнётся более глубокое и плодотворное сотрудничество России со странами членами ОИК — привлечение инвестиций посредством созданных исламских финансовых институтов, участие стран ОИК в благотворительных и социальных инвестиционных проектах в России, создание и рост в стране исламского экономического сегмента для развития взаимовыгодных межрегиональных и международных отношений России с исламскими странами. Срок реализации Дорожной карты можно определить от 3-х до 10 – ти лет.
[i]Д-р Алексей Коваленко
Руководитель Рабочей Группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам
Ассоциация региональных банков России[/i]
Источник: Islamic-finance.ru