Новости Исламской Экономики » Дорожная карта к исламским финансам — надежда на то, что она приведёт к их развитию в России 25.01.11 от ecoislamicbank |
Наверное, уже с самого начала была запрограммирована многоступенчатость реализации идеи появления в реальности исламских финансов в Российской Федерации. «Дорожная карта к исламским финансам в России» должна представлять собой документ, который явится наглядным представлением пошагового сценария развития исламских финансов в России, включающий в себя и подготовку законодательно-нормативной базы, как главной составляющей «Дорожной карты», план оптимальных путей развития и выстроенные во времени основные этапы этого процесса, а также прогноз по этой отрасли на долгосрочную перспективу. Видение и стратегия здесь должны быть сведены воедино. Самым оптимальным станет «межотраслевое» (внутри блока финансово-экономических министерств, ведомств и регуляторов) обсуждение этого документа, принятие решений по поставленным задачам, определение инструментария и формирование органа — координатора и исполнителя этих задач на государственном уровне. Первый этап пошагового сценария начался давно и всё более и более набирает обороты — это период семинаров, конференций, круглых столов и дискуссий, образование инициативных групп по изучению. Сейчас это происходит бессистемно и разрозненно. Хотя имеется результат — все участники уже твёрдо убеждены — законодательство менять необходимо. Все знают, что нужно изменить, а вот как запустить этот процесс? На сегодня одной из главных задач является изменение ментальности, мышления и отношения к появлению исламских финансовых институтов не только руководителей политических ведомств, но, скорее, экономических и финансовых, регуляторов банковского, страхового секторов и финансового рынка — к исламским финансовым инструментам и исламским принципам в экономике. Должно быть совершенно ясно, что никто не призывает заменять существующую (пусть и дискредитировавшую себя в последнее время) финансовую систему полностью на исламскую экономическую модель. Своевременным стало бы начало проведения исследовательско — аналитической работы по исламским финансам. Необходимо выяснить, возможно ли уже сейчас, в рамках действующей нормативно-правовой базы, инкорпорировать некоторые механизмы и инструменты исламских финансовых институтов в российское законодательство. Начать можно с уровня регуляторов — проанализировать имеющиеся акты и регулирующие документы, подготовить проекты с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов. Выявление положений законов и подзаконных актов, которые препятствуют использованию ИФП в России или затрудняют их использование, определение содержания необходимых изменений и дополнений и стоимости их разработки станут отправной точкой к подготовке проектов с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов. На этом этапе необходимо сфокусироваться на: — идентификации документов регуляторов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений; — идентификации документов регуляторов на предмет возможности их частичного изменения или дополнения для исламских финансов; — разработке документов регуляторов для исламских финансов; — идентификации законов и законодательных актов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений; — подготовить изменения/дополнения в соответствующие законы и законодательные акты для возможности функционирования финансовых инструментов в банковской индустрии, инвестициях, ценных бумагах, не нарушающих исламские моральные и религиозные принципы. По мнению некоторых экспертов изменения или дополнения могут затронуть около четырнадцати Федеральных законов, таких как: — Гражданский кодекс — Налоговый кодекс — О банках и банковской деятельности — О рынке ценных бумаг — Об инвестиционных фондах — О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня — Об организации страхового дела в Российской Федерации — О взаимном страховании — Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств — О некоммерческих организациях — О защите потребителя — Об ипотеке — О кооперации Важно будет проведение анализа подготовки законодательств по исламским финансам в таких странах, как Казахстан и Киргизия, Великобритания, Канада, США, Люксембург, а также готовящихся подходов к изменению законодательства в Германии и Франции. Потребуется подготовка рекомендаций для Правительства РФ по вопросу проведения мероприятий, включающих сюда широкое обсуждение поправок к законодательству во всех вовлечённых в процесс ведомствах, организациях, с привлечением российских и зарубежных экспертов и практиков, формирование соответствующих институтов и механизмов по их реализации. Работу над нормативно-законодательной базой необходимо сочетать с «просвещением» по исламским финансам. Объектами «просвещения» должны стать представители государственных властных структур, федеральных и региональных финансово-экономических министерств и ведомств, регуляторы банковского, страхового секторов и финансового рынка. Подготовка кадров по всему спектру исламских финансов является ключевым процессом в развитии исламских финансов. Если «вдруг» завтра законодательство будет готово и инвесторы или заинтересованные финансовые структуры откроют бизнесы — кто там будет работать? Ещё два года назад профессор Л. Сюкияйнен говорил о необходимости разработки системы подготовки кадров всех звеньев. После принятия политического решения о подготовке нормативно-законодательной базы по исламским финансам можно сказать, что начнётся практический этап этого процесса. С законодательной инициативой может выступить как одно из министерств финансово-экономического блока, так и законодательный орган одного из субъектов Российской Федерации. Важно найти эффективную организационную форму для подготовки законопроекта по исламским финансам — организовать и запустить эту работу — определив исполнителей, экспертов, составив план работы и т.д. Это очень серьёзный проект. Одновременно с подготовкой законопроекта может начаться и реализация бизнес-проектов — создание исламского банка, страховой кампании. Цель, стоящая перед Дорожной картой может быть быстрее и эффективнее достигнута с привлечением стратегических партнёров для финансирования инвест проектов в Российской Федерации. Россия с 2005 года является наблюдателем в Организации Исламской Конференции и поэтому можно рассчитывать на методологическую и др. помощь Исламского банка развития и аффилированных с ним институтов и организаций. Несомненно, в первое время роль государственных органов в создании условий функционирования исламских финансов в рамках российского законодательства будет высока. Ведь с их помощью и при участии государственных учреждений, предприятий госсектора возможно быстрое развития исламских финансов в практическом русле. Пройдёт ещё ни один год полной интеграции исламских финансовых институтов в рыночную систему страны, «утряска» или адаптация созданных условий, содействующих их функционированию в соответствии с монетарной и фискальной политикой государства. Но это будет уже новая страница в развитии финансовой системы нашей страны. Начнётся более глубокое и плодотворное сотрудничество России со странами членами ОИК — привлечение инвестиций посредством созданных исламских финансовых институтов, участие стран ОИК в благотворительных и социальных инвестиционных проектах в России, создание и рост в стране исламского экономического сегмента для развития взаимовыгодных межрегиональных и международных отношений России с исламскими странами. Срок реализации Дорожной карты можно определить от 3-х до 10 – ти лет. [i]Д-р Алексей Коваленко Руководитель Рабочей Группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам Ассоциация региональных банков России[/i] Источник: Islamic-finance.ru |