Этика спасает не только финансы
Хотя такой курс был проведен впервые, и состоял из трех теоретических и трех практических дней, специалисты из разных стран СНГ были под большим впечатлением. Об этом, во всяком случае, они сочли нужным сказать во время вручения им сертификатов.
- Признаюсь честно, что неожидала увидеть такой прогрессивный, продвинутый уровень в Кыргызстане, – заявила во время своего выступления одна их участниц прошедшего курса, доктор кафедры государственного и муниципального управления Финансовой академии при Президенте Российской Федерации Бэлла Батаева. – К сожалению, в России очень мало известно о том, что здесь уже создали нормативно-правовую базу для исламского бэнкинга, что у вас принят Закон, успешно действует пилотный коммерческий банк и т.д. Более того, при этом банке создан и давно действует Совет вкладчиков, и в этом тоже своя уникальность, поскольку такой общественный орган говорит о намернии финансового института вести постоянный диалог с потребителями своих услуг, а это, безусловно, способствует повышению имиджа и социальной ответственности компании.
В Кыргызстане до сих пор действовал только один коммерческий банк, развивавший наряду с традиционными, исламские принципы финансирования. Однако буквально накануне глава государства К. Бакиев подписал Указ о введении в действие закона, предоставляющего возможность внедрения ИПФ для всех банков страны, поскольку пилотный проект был признан успешным.
- Сейчас, когда весь мир озабочен поисками выхода из мирового кризиса, возможно, альтернативу надо искать именно в исламских принципах финансирования, - отметил в своем выступлении директор одного из филиалов известного в Кыргызстане иностранного коммерческого банка Азизбек Омуркулов, также прошедший обучающий курс в ОЦ «Баракат». – Конечно, я был знаком с основными приницпами исламского бэнкинга по сообщениям в СМИ, - признался банкир. – Однако мои представления коренным образом изменились после знакомства с практикой и теорией во время этого курса. Жаль, что реклама этого финансовго продукта у нас плохо поставлена. Конечно, тому есть и исторические причины. Все, что связано с религиозными корнями на постсоветском пространстве до сих пор сталкивается с некоторой предвзятостью. Кроме того, далеко немногие знают, что исламский бэнкинг дает любому банку дополнительные возможности и это, прежде всего, эффективный финансовый инструмент. Я, например, намерен, используя предоставленную информацию и материалы на курсах, провести в своем банке широкую презентацию всего, о чем узнал сам.
Бесспорно, исламские банковские и финансовые продукты являются новыми для всего постсоветского пространства. И даже специалисты пилотного банка Кыргызстана говорят: «Мы пока открыли только верхушку этого айсберга, именуемого исламской экономической моделью». ИПФ, построенные на основах Шариата, были известны еще в седьмом столетии. Они куда позднее хорошо закрепились в странах Персидского залива. Однако теперь даже старая добрая Европа готова внимательно изучать и приспосабливать к своим реалиям этические принципы ведения финансовой деятельности, чтобы воспользоваться преимуществами исламского бэнкинга. Многие по завершению курса высказывали намерение открыть в своих банках «окна» для внедрения дополнительных финансовых инструментов по ИПФ. И, если говорить о нынешнем поиске финансовой альтернативы, то, как верно заметила в экслюзивном интервью «СК» ученый из России Б. Батаева, исламский бэнкинг был основан на беспроцентном принципе и призывал к тому, чтобы и в быту, и в социальных отношениях люди исходили из этических принципов, соблюдая справедливость и учитывая интересы всех сторон финансовых сделок.
- Этика и мораль – это то, что способствует сохранению семьи, нации, общества, расы и человечества в целом, - отметила Б. Батаева, а она - специалист в области корпоративного управления и социальной отвественности бизнеса и глубоко изучает эти вопросы. – Известно, что одной из главных причин нынешнего глобального кризиса специалисты называют оторванность действующей финансовой системы от реальной экономики. Исламский бэнкинг лишает финансовую систему такой возможности в принципе.
- Не хочу быть неточным, но кто-то из специалистов подсчитал уровень оторванности нынешней традиционной финансовой системы от реальной экономики, - отметил во время беседы в кулуарах председатель совета директоров одного из коммерческих банков Нурбек Шермухамедов, - Виртуальные финансы «раздуты» по сравнению с реальными в сотни раз и, надо признать, что именно процентные отношения привели к нынешнему кризисному уровню финансовой системы.
Как рассказала Б. Батаева, во многих странах мира инвесторы все большее внимание начинают уделять этическим принципам финансирования. Так, девять из каждых десяти долларов в США вкладываются в этические фонды, в Канаде это каждый десятый доллар.
- Этические принципы у всех религий схожи, - говорит ученый. – Поэтому этические фонды в развитых западных странах действуют также, как таковые в исламских странах, с той разницей, что в исламе есть дополнительные запреты, например, на производство свинины. Беспроцентный банк действует в Швеции - это Жак-Банк, он основан на принципах протестантизма. Сейчас, к примеру, многие российские компании считают необходимым публиковать не столько финансовые отчеты, сколько рассказать об этического стороне своей деятельности. Например, просвятить общественность о том, как ведет себя компания по отношению к существующим социальным проблемам в стране.
Исламский бэнкинг основан на этических принципах, а ссудный процент осуждает не только исламом, но и другими мировыми религиями. Ростовщичество всегда считалось грехом в православии. А, к примеру, в начале этого года в одной из Ватиканских газет Папа Римский призвал специалистов изучать исламскую финансовую систему. Долевая отвественность, как за прибыль, так и за риски исламского финансового учреждения и его клиента, социальная отвественность банков, работающих на приницпах Шариата, отсутствие проценных отношений очень успешно зарекомендовали себя в исламских банках. В конце концов, и специалисты в области изучения законов действия денег (а сегодня есть и такие) также говорят о том, что деньги – это мерило вашей моральности. Деньги – не хороши и не плохи, - они то, что вы делаете из них. Таким образом, на сегодня у нас осталось только одно (но очень важное) препятствие на пути внедрения моральных, этических принципов финансирования - собственное предубеждение...
Чинара АСАНОВА.