Вакф, согласно Шариату
Вакф - добровольное заложение навечно чего-либо ради Всевышнего для общественной пользы - это весьма богоугодный акт. В хадисе сказано, что мусульманин получает вознаграждение за благотворительность, которая приносит пользу людям, даже после его смерти.
Под «благотворительностью» здесь имеется в виду то, чем пользуются люди, например, строительство и передача в общественный фонд дорог, мостов и т. д. В большинстве случаев в исламских стран - это вакф.
Улемы выделяют четыре условия вакфа:
1. наличие вакифа – посвящающего какое-либо имущество;
2. наличие имущества, которое посвящается;
3. то, ради кого посвящается;
4. формула посвящения.
Вакиф должен отвечать следующим требованиям:
1.Быть совершеннолетним, психически здоровым, дееспособным. Вакф со стороны всех остальных недействителен.
2. Быть полными хозяевами своего имущества. Можно посвящать только свою собственность. Но свободный человек не может посвятить себя, так как хозяином его является Всевышний Аллах.
3.Посвящение должно быть добровольным. Не принимается вакф по принуждению.
Условия посвящения имущества:
1. Вакф должен быть отдельным, осязаемым предметом. Нельзя, например, посвящать ту пользу, которую принесет что-либо, без самого имущества.
2. Недопустим вакф на время. В частности, нельзя посвятить дом на один год для общественной пользы.
3. Необходимо точно указать, что именно становится вакфом. К примеру, нельзя сказать: «Я посвящаю одну из двух комнат». Нельзя посвящать и того, чего нет, например, нерожденного детеныша, кроме как вместе с матерью.
4. Посвящение должно приносить пользу. Запрещено посвящать то, польза от чего непостоянна. К примеру, не могут быть вакфом продукты питания или деньги, так как со временем они иссякают.
5. Посвящаемое имущество и результат его использования должны быть дозволенными.
В частности, можно посвящать земли, дома, магазины, источники воды и т. д. Вакф допустим бедным, мечетям, медресе и т. д.
По мазхабу Шафии принимается посвящение немусульманина даже для мечети. Это считается благотворительностью, для чего не требуется специальное намерение. Но за это человек будет вознагражден только на этом свете. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах воздает истинно верующему (му’мину) за праведные поступки в Вечной жизни. Неверующему же (кафиру) за его добрые дела воздается на этой земле, чтобы на тот свет он не попал без вознаграждения за свою доброту».
Важно отметить, что не допускается посвящать средства для украшения могил, кладбищ и для мечетей. Украшение кладбищ не разрешается, поскольку это считается зря потраченным имуществом. А посвящение средств для украшения мечетей различными надписями, резьбой и прочими украшениями - это не только бесполезно, но и может отвлечь молящихся от Всевышнего и, соответственно, является порицаемым деянием, на которое вакф запрещен.
Формула посвящения
Жертвователь при двух свидетелях должен четко и однозначно произнести, к примеру: «Я посвящаю свой дом беднякам». При четком произношении намерение не обязательно. Можно также употребить формулировку, предполагающую двойной смысл, в частности: «Я расходую свое имущество на садака (благотворительность) беднякам», но при этом обязательно соответствующее намерение, что жертвуемое имущество – это вакф.
При произношении формулы не должно быть ни условий, ни срока, в противном случае посвящение недействительно. К примеру, если произнести: «Я посвящаю свою землю мечети, если вернется Абдулла из долгой поездки» или «Посвящаю машину медресе, если не будет возражать жена». Однако допускается оговаривать срок, с которого вакф вступает в действие. В этом случае надо сказать: «Этот земельный участок становится вакфом с наступлением рамадана».
Если посвящение делается отдельному человеку, то он должен сказать: «Я принимаю», иначе вакф не будет действительным.
Посвятивший что-либо не имеет право пользоваться имуществом, переданным на благотворительные нужды, в одиночку, так как вакф означает переход чего-либо из его частной собственности. Но в то же время он может пользоваться своим бывшим имуществом вместе с другими, например, мечетью, кладбищем и проч.
Тот, кто посвятил что-либо, не может отказаться от этого и потребовать обратно, так как посвященное переходит в непосредственную собственность Аллаха. Вакф нельзя продавать, дарить, наследовать.
В том случае, если умрет посвященное животное, мясо которого не принято употреблять в пищу, шкуру его следует обработать и оставить там же для пользы. Что касается животного, мяса которого разрешается употреблять в пищу, то следует заколоть его, когда станет ясно, что животное умирает, и продать мясо. На вырученные деньги необходимо приобрести подобное умершему животное и использовать его дальше. Если же высохнет посвященное плодоносное дерево, то из него делается бревно, которое следует оставить на общественное пользование. Ни в коем случае нельзя его ни продавать и ни дарить.
Виновный в намеренной или по халатности растрате, порче посвященного имущества, обязан возместить его.
«Фикху манхажи», «Сиражу ваххаж»
www.islam.ru