Исламские банки на Западе: приговор или необходимость?
Например, во Франции и Австралии, где некогда противились открытию исламских финансовых учреждений, возникла необходимость в принятии законов, которые регулировали бы деятельность таких учреждений.
Даже США, долгое время не желавшие принимать новые законы или поправки относительно исламского банкинга, по словам министра финансов Роберта Киммитта, рассматривают возможность использования принципов этой отрасли для борьбы с мировым экономическим кризисом.
Объясняется ли эта тенденция тем, что люди стали понимать: принципы исламского банкинга могут помочь пережить кризис, поэтому необходимо внедрить их в правовую систему, регулирующую банковскую отрасль этих стран. Или это делается только для спасения существующей капиталистической системы, и эти инициативы – не более чем лозунги, звучащие для привлечения капиталов?
Правильный ответ можно узнать, изучив позицию западных обществ и правительств относительно частичного применения установлений шариата к некоторым сторонам жизни на Западе.
Все мы помним агрессивную реакцию на заявление архиепископа Кентерберийского доктора Роуана Вилльямса о том, что «внедрение некоторых элементов шариата в Великобритании представляется неизбежным». Его мнение было основано на том факте, что страна пытается стать одним из исламских финансовых центров.
В ответ на слова архиепископа, раздались призывы к его отставке, а британский премьер Гордон Браун поспешил подчеркнуть важность британских законов, защищающих британские ценности.
Он сказал: «Наша общая точка зрения такова: законы шариата не могут служить оправданием для нарушений английского законодательства, а принципы шариата не могут быть включены в гражданское судопроизводство для решения споров, возникающих в связи с договорами».
Британская пресса также поспешила напомнить, что, согласно постановлению Европейского суда по правам человека от 2001 года, установления шариата отличны от европейских ценностей.
В результате, многие аналитики и эксперты пришли к выводу, что Запад приветствует исламские финансы вовсе не из-за убежденности в разумности принципов, которыми руководствуется отрасль, а по причине того, что на Западе нуждаются в ликвидности, а исламская финансовая система может служить «спасательным кругом» для капитализма, пошатнувшегося в результате кризиса.
Того же мнения придерживается и Самир Абди, глава подразделения исламских финансовых услуг представительства компании Ernst & Young в Бахрейне, который в интервью эмиратской газете Al Bayan сказал: «сегодня на Западе исламские банки превозносят из-за нынешнего глобального финансового кризиса и потребности западных стран в оборотных средствах».
Газета Al Eqtisadiyah поместила статью Роберта Морли, который сказал: «Америка с протянутой рукой пошла к ближневосточным экспортерам нефти. Правительственные чиновники сейчас говорят нам: исламские деньги приходят на определенных условиях…
Америке все больше придется соответствовать требованиям шариата, а влечет за собой неприятные последствия». Удивительно, что Вашингтон принимает пакет иностранных законов, которые могут повлечь за собой радикальные изменения в американском образе жизни.
Впрочем, некоторые могут не согласиться с таким мнением и спросят: а как же призывы журналистов рассмотреть и применить законы шариата в финансовом секторе? Эта проблема уже стала актуальной для представителей верховной религиозной власти на Западе, о чем свидетельствует заявление ватиканской газеты о необходимости внедрить моральные принципы исламского банкинга на Западе. При более близком рассмотрении, и здесь не все так однозначно.
Авторов подобных заявлений можно разделить на три группы. Первые полностью убеждены, что нормы шариата могут защитить рынок от финансового кризиса. Однако, таких меньшинство.
Вторые действуют под влиянием шока, вызванного кризисом, тогда как третьи сознательно эксплуатируют кризис, чтобы пошатнуть влиятельность секуляризма в западном обществе. Этические нормы исламской банковской системы, следовать которым призывает ватиканская газета, характерны для всех религий.
В ее призыве говорится о «моральных», а не «шариатских» принципах, и, зная позицию Ватикана в отношении ислама и исламского закона, никто в здравом уме не поверит, что Ватикан призывает внедрить исламский шариат.
Так или иначе, в реальности Запад остается глух к таким призывам, так как ни в одном европейском государстве не изучались принципы исламской банковской отрасли с целью их использования для принятия поправок к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Это доказывает, что благосклонность, с какой относятся на Западе к исламским банкам, объясняется необходимостью привлечь ликвидные средства, а не уверенностью в способности шариатских финансов устранить причины кризиса.
Таким образом, исламская банковская отрасль могла бы справиться с кризисом, но за счет применения всей концепции в целом, а не использования ее как «подпорки» для решения краткосрочных задач даже будучи признанной такими международными организациями как Банк международных расчетов или внедренной в западную правовую систему или ее часть, будь то налоговое законодательство, законы о собственности или надзоре.
Источник: Ислам для всех