Ислам о потребительском кредитовании, пенях и риэлторстве
[i]– В России в настоящее время получило широкое распространение потребительское кредитование. Как относится шариат к данному виду отношений?[/i]
– Если банк выдает кредит на приобретение товаров, при этом возрастает сумма, которую заемщик в конечном итоге должен возвратить банку по истечении определенного срока, то шариат однозначно считает такую сделку запрещенной.
Правильным будет, если банк, либо другое финансовое учреждение, сначала приобретет товар, а потом продаст конечному потребителю с отсрочкой платежа. В данном случае стоимость товара может быть повышена. У одного и того же товара в разные периоды времени может быть разная стоимость. Это разрешенный принцип, на котором основана допустимость такого рода сделки.
[i]– Разрешены ли штрафные санкции за несвоевременное исполнение договора (просрочку) одной из сторон? Каким образом шариат побуждает к своевременному исполнению обязательств?[/i]
– Установление фиксированного платежа для одной из сторон в случае несвоевременного исполнения ею обязательств по договору недопустимо.
Однако известно, что сроки по договорам могут нарушаться, и необходим инструмент, который будет с этим бороться, учитывая интересы сторон. Шариат разрешает взыскание реальных убытков, возникших из-за ненадлежащего исполнения условий договора, которое может приводить к череде неблагоприятных последствий, в денежном исчислении, возможно, более значительных, чем фиксированная штрафная санкция. Известно также, что денежные средства обесцениваются под воздействием инфляции. Поэтому в случае, если мусульманин получил денежные средства в виде санкций, он может оставить себе размер реально понесенного убытка, а остальное отдать в качестве садака (благотворительной помощи).
[i]– Я – риэлтор. По роду деятельности мне приходится помогать в поиске квартиры и другой недвижимости. Я знаю, что мои клиенты берут ипотечные кредиты в банках под проценты на покупку квартиры. Насколько моя работа допустима с точки зрения ислама?[/i]
– В вашей деятельности нет ничего противоправного, так как вы работаете в сфере услуг и не имеете никакого отношения к получению кредитов.
В целом же проблемы возникают из-за отсутствия альтернативы. Думаю, что при наличии исламских инструментов финансирования никто не стал бы обращаться за кредитами, выдаваемыми под проценты.
Источник: Islam.Ru