Халал в Кыргызстане будет проверяться на соответствие нормам шариата
По словам Урмата Жолдошева, заведующего отделом развития халал-индустрии министерства экономического регулирования, инициаторами принятия малазийского стандарта стали предприниматели.
«Мы решили взять малайзийский стандарт, так как такой стандарт является признанным в странах-членах ОИК [Организации Исламской конференции] и рекомендован этой организацией», — сказал он.
По словам Жолдошева, новый стандарт позволит проверять производство выпускаемой халал-продукции на соответствие нормам шариата. Однако по словам представителя министерства, пока не известно, какой именно орган будет контролировать соответствие нормам шариата.
«Я не знаю как это мы будем следить, но мы для начала собираемся проговорить с производителями и духовенством», — сказал он.
Специалисты минэкономрегулирования сообщают, что работать по малазийскому стандарту будут только те предприятия, которые заявляют о том, что производят халал, и отмечают это на упаковке изделий.
По данным отдела халал-индустрии минэкономрегулирования, в малайзийском стандарте заложены единые требования к продукции, гигиенические требования к помещению, посуде, а также к реализации, транспортировке и хранению мясной продукции.
Ислом Акрамов, работник ошского убойного цеха рассказал в интервью Kloop.kg, что в его цеху убой скота ведется с соблюдением норм производства халал-продукции. По его словам, животное сначала привязывают, а затем поворачивают в направлении мусульманской святыни Каббы, расположенной в Мекке.
«И перед забоем скота нужно проговорить фразу: «Бисимилляхи, Аллаху Акбар», — сказал Акрамов.
Не планируют переходить на халал
Игорь Кузнецов, директор департамента продаж и маркетинга компании по производству колбасы «Шер», сообщил, что предприятие не планирует переходить на малайзийский стандарт.
«На сегодняшний день, насколько мне известно, полностью гарантировать исполнение всех мусульманских традиций и законов, соответствующих малайзийскому стандарту, в нашей республике сложно из-за отсутствия должного контроля», — сказал Кузнецов.
Анжелика Парандаева, хозяйка кафе с русской кухней «Хот ти» в Оше сомневается, что производители халал-продукции будут соблюдать нормы Корана.
«Я не верю, что это халал, ведь меня не было перед забоем животного, я не видела, что читали молитву, когда убивали животное, как я могу есть? А этикетка на продукции ни о чем не говорит, поэтому я никогда не поверю, пока сама лично не увижу, что молитва была прочитана», — объяснила Парандаева.
Также она считает, что каждый человек должен выбирать — есть ему халал, или нет.
Сомнения экспертов
По мнению независимого эксперта в области религии Кадыра Маликова, частный сектор, который производит халал-мясо, не внушает доверия в качестве и подлинности продукции.
«Нет уверенности в том, что они продают халал. Халал является как бы брендом. Помимо того, что это имеет религиозное предназначение, это везде рождает спрос», — сказал Маликов.
Маликов считает, что производство халал-продукции в рамках малазийского стандарта будет способствовать здоровому питанию населения.
По мнению правозащитника Дмитрия Кабака, задача государства — обеспечить равные возможности при разнообразии религий в государстве.
«Наше общество многообразное, поэтому наши стандарты должны учитывать это многообразие. Если часть общества считает, что вся продукция должна быть стандартизирована по требованиям халала, то другая часть представляет другие интересы», — сказал Дмитрий Кабак в интервью Kloop.kg.
Закир молдо Ахматалиев, мулла мечети «Манас-Ата» в Оше не согласен с введением нового стандарта.
«Это превратилось в моду в иностранных странах. Государство от делать нечего придумывает теперь этот стандарт, у нас и так много проблем, которые нужно решать. Нельзя превращать в игру такие вещи», — сказал Ахматалиев в интервью Kloop.kg.
Мнения жителей
Ошанин Салахиддин Дадажанов, положительно относится к внедрению стандарта и считает, что контроль над производством халала приведет к «духовной чистоте».
Мусульманка Караматхон Жоробаева, сказала что если на этикетке продукта производители пишут «халал», то приходится довериться им и употреблять продукцию в пищу.
«Если они обманывают нас, то именно они потом понесут ответственность[перед органом по контролю мясной продукции]», — сказала Жоробаева в интервью Kloop.kg.
Жительница Оша Ульяна Симагина в интервью Kloop.kg сказала, что не употребляет колбасную халал-продукцию.
«Мы такое не берем, потому, что она невкусная, сколько раз пробовали — вообще не нравится», — сказала Симагина.
«Халал» в переводе с арабского означает «дозволенное, разрешенное». Все, что разрешено — халал, а то, что запрещено — харам.
Шариат — это морально-этические, религиозные и правовые нормы ислама, которые провозглашаются как «вечные и неизменные» божественные установления.
Источник: kloop.kg