Банковская наценка в контрактах исламского финансирования как альтернатива ссудному проценту
Очевидно, прежде чем начать разговор о прибыли исламских банков и способах их заработков, нам следует внести небольшое разъяснение относительно самих принципов исламского финансирования. Главное отличие исламского финансирования от традиционного заключается в отсутствии процентных отношений и строгом следовании требованиям мусульманского права или, как принято его называть, шариата[1]. Мусульманским правом, как, впрочем, и любой правовой системой, оговорены необходимые требования взаимоотношений между людьми. Сюда входят также и экономические вопросы, которые включены в группу вопросов му’амалят, или практики повседневной жизни мусульман.
В исламском финансировании принципы кредитования несколько отличаются от традиционного финансирования. Поэтому, если говорить о кредитах, которыми мы привыкли оперировать в повседневной жизни, то таких кредитов практически не бывает. Клиентам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибыли и убытках, а также долгового финансирования, заключающегося в посреднической деятельности в торговых операциях.
Особенностью депозитной политики исламских банков является отсутствие процентного премирования для держателей депозита, где депозитную базу составляют три вида счетов: текущий счет (кард-хасан), сберегательный счет (амана) и специальный инвестиционный счет (мудараба). Амана[2] – это счета клиентов, по которым средства вложены в доверительное хранение, при условии оплаты клиентом комиссионных за операции, которые банк проводит с этими средствами по его письменному уведомлению. Средства по сберегательному счету амана исламский банк не может использовать, так как клиент имеет право снять их в любое время и в любом ему удобном количестве.
Основным условием кард-хасана является то, что все средства счета либо их часть могут быть инвестированы банком, разумеется, лишь с разрешения владельца, в выгодные инвестиционные проекты, которые уже имеются в наличии либо представлены банку на рассмотрение. Однако по счетам амана и кард-хасана исламский банк не может гарантировать получения премий депозитариями (хозяин вклада). Кроме того, в концепции исламской экономической модели кард представляет собой беспроцентный кредит или ссуду, выданную из добрых чувств, несущую, скорее, волонтерский характер. Поэтому в исламском финансировании кард не является бизнес-кредитом. С позиции депозитной политики кард экономически привлекателен для исламских банков, но его условия не совсем устраивают держателей вкладов, которые предпочитают выбирать депозитные схемы, которые могут приносить ощутимую прибыль. В данном случае выбор может остановиться на специальном счете мудараба, средства которого целенаправленно предназначены для непосредственного инвестирования того или иного проекта и представляют собой «чистый» инвестиционный счет.
Средства по счетам кард-хасан и мудараба могут инвестироваться в следующие контракты исламского финансирования:
участие в прибыли и убытках (PLS[3]) – контракты мудараба и мушарака (шарика);
долговое финансирование или торговое посредничество – контракты мурабаха, иджара, истисна, салям и др.
Контракт иджара представляет собой операционную аренду, а ее разновидность иджара мунтахийя биттамлик считают финансовым лизингом. Мурабаха является торговой сделкой по продаже в рассрочку материальных активов. Истисна – это заказ на производство уникального товара, не существующего в природе в естественном виде. Что касается мударабы и мушараки, то это долгосрочные инвестиционные проекты, используемые в промышленности, строительстве и прочих отраслях экономики, требующие вложения крупных средств, предполагаемая прибыль от которых может наступить лишь спустя определенное время. Однако в практике исламского банковского дела данные контракты обладают способностью приносить большую прибыль, которая затем распределяется между всеми инвесторами и владельцами пропорционально вложенным средствам.
Как видим, предоставление финансирования исламскими банками происходит двумя способами: первый – группой контрактов PLS и второй – группой контрактов долгового финансирования. Первая группа контрактов предполагает участие в капитале финансируемого проекта и на основе этого разделение его прибыли и/или убытков по итогам завершения данного проекта либо по окончании определенного отчетного периода. В данном случае исламский банк несет все риски вероятной невозвратности средств, поэтому финансируемый проект должен обладать по крайней мере серьезным потенциалом прибыльности и возвратности средств. Если предполагаемый бизнес изначально имеет высокий уровень неопределенности, когда риски становятся неконтролируемыми, участие исламского банка в данном проекте будет весьма сомнительным.
________________________________________
[1] Аш-Шари’а (араб. – прямой, правильный путь; закон) – здесь: шариат; совокупность закрепленных в Священном Коране и в Сунне предписаний, являющихся источником конкретных норм мусульманского права.
[2] Амана (буквально от араб. «аманат») – доверенное на хранение. Некоторые исламские финансовые учреждения используют термин вади’ах, который в свою очередь подразделяется на вади’ах ад-дамана и вади’ах амана.
[3] PLS – Profit and Loss Sharing (англ.) – принцип «разделения прибыли и убытков».
Источник: ИсламРФ