Адалет Джабиев: Казахстан может стать новым лидером ОИК
Исламские финансы все активнее заявляют о себе на казахстанском финансовом рынке. Эта тема включена в повестку предстоящего Седьмого Всемирного исламского экономического форума. Каковы перспективы исламского банкинга в свете председательства Казахстана в Организации «Исламская конференция», какими видятся векторы дальнейшего развития международной валютно-финансовой системы, – точкой зрения относительно этих вопросов в интервью «КП» поделился доктор технических наук, действительный член Российской инженерной академии, выпускник Дипломатической академии МИД РФ, генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аш-Шамс Капитал» (г.Москва) Адалет Джабиев.
- Адалет Нуриевич, вы являетесь основателем первого и пока единственного в России исламского банка, возглавляете инвестиционно-финансовую компанию, действующую в соответствии с принципами Шариата. Хотелось бы узнать вашу оценку развития исламских финансов в Казахстане.
- Колоссальным прорывом в вашей стране я считаю принятие закона о развитии исламских финансов и банкинга. Чего, к сожалению, мы пока не можем добиться в России, продолжая доказывать их целесообразность сквозь призму национальных интересов, оздоровления экономики, диверсификации экономики, привлечения инвестиций в страну.
Человек, приходя в банк, вправе ожидать получения услуг в соответствии со своей религиозной идентичностью, поскольку нельзя отрывать его от собственного мировоззрения. Мы же не из роботов формируем гражданское общество! А люди ежедневно сталкиваются с этой проблемой, выступая в роли вкладчиков, заемщиков, инвесторов или потребителей тех или иных финансовых услуг.
В Казахстане в этом плане сложилась благоприятная ситуация, поскольку сформировалось такое лидерство, которое раньше граждан понимает, что может служить национальным интересам. Уже это дает небезосновательную надежду на развитие исламских финансов. Допускаю, что бюрократическая машина и в Казахстане может быть инерционной. Однако, учитывая, что закон уже принят, госчиновники, будучи законопослушными бюрократами, все же вынуждены будут обеспечивать правоприменительную практику.
Следует помнить, что Исламскaя финансовая модель – сугубо интеллектуальный продукт в рамках исламского права, она может и должна быть деконфессиональзирована, не являясь сакральным ритуалом, скажем, как молитва или хаджж.
Исламская экономическая доктрина сегодня востребована во всем мире. Поскольку иные доктрины, применяемые в последние десятилетия в сфере международной финансовой системы, себя дискредитировали и исчерпали.
- Вопрос о необходимости изменения международной валютно-финансовой системы поднимал в своем выступлении Президент РК на недавнем Астанинском экономическом форуме…
- Более того, я считаю, что нам надо объединиться вокруг усилий Президента Казахстана по переформатированию существующей международной финансово-валютной системы.
Примечательно, что многие лидеры, в силу ли политкорректности, или потому, что сами являются продуктом такой системы, не решались эти 2-3 года признаваться, что перманентный кризис не только обострился, но будет обостряться еще глубже. Господин Президент осмелился сказать, что «король-то голый», он указал на то, что существующая валютно-финансовая система незаконна, потому что безнравственна и недемократична.
Мне представляется, что интеллектуальная элита Казахстана должна консолидироваться вокруг Президента и продемонстрировать свою способность быть носителем глобальных стратегий. Она может стать одной из центральных, а не периферийных элит, внести серьезные коррективы в ход истории. От этого, в том числе на некоем втором уровне, зависит судьба исламских финансов, объем исламской финансовой индустрии.
Центральная Азия многие века была центром влияния и центром лидерства исламского мира. В этом контексте я считаю далеко не случайным такое стечение обстоятельств, что сейчас, когда глобальные кризисы и явления бросают серьезные вызовы, человечество ищет ответы на них, исламский мир полыхает в огне и хаосе и определяет свою идентичность, вдруг наступает очередь Казахстана быть председателем в ОИК. В этом смысле я считаю, это имеет определенный шанс, как для стран-членов ОИК обрести в лице Казахстана новый центр лидерства, так и для Казахстана предложить себя как нового лидера для исламского мира, а это 57 государств, четверть стран, существующих в мире, это 1,2 млрд. человек, плюс около 250 млн. человек, живущих на постсоветском пространстве, на которых Казахстан имеет непосредственное влияние, потому что является одним из наиболее эффективных наследников Советского Союза.
- Почему именно Казахстан вы представляете новым центром лидерства для стран ОИК?
- Среди 15 республик Казахстан наиболее эффективным образом распорядился наследием бывшего Союза, особенно в сфере научно-технического потенциала, образования, сохранения и управления национальными ресурсами, формулирования стратегии для обеспечения суверенности. Все это может быть предложено в рамках председательства всему исламскому миру. Согласитесь, способность предложить себя в качестве центра лидерства требует определенной мобилизации интеллектуальной элиты нации, переосмысления своей роли в истории, в регионе, в целом в мире. В этом смысле получается, что судьба исламской финансовой индустрии в Казахстане обретет новое звучание. Подчеркиваю, что президент Казахстана поставил вопрос существенно шире и глубже, не только в контексте допустимости исламских банков. Речь не идет лишь об инструментальных возможностях исламских финансов, о том, что такая форма финансирования для экономик лучше, или, скажем, позволит привлекать больше инвестиций. Здесь предоставляется возможность предложить совершенно иную модель международной финансовой архитектуры, валютно-финансовой системы, как раз таки через призму справедливости и нравственности, то есть исламской доктрины. Поскольку исламская финансовая модель обеспечивает справедливость в социально-экономических отношениях, нравственность ставит превыше всего, при этом не ограничивая ни личную инициативу, ни частную собственность, проповедуя подотчетность в общинe, обществе, государстве, мире.
Тем более, что Казахстан не раз демонстрировал свою приверженность к диалогу, обмену цивилизационными ценностями. Исламская экономическая доктрина является цивилизационным достижением исламского мира. И Казахстан сегодня выступает полноценным членом, составной частью исламского мира. Казахстан по праву является носителем этого цивилизационного достижения, и может всему миру это предложить, чтобы построить справедливую, законную международную финансовую систему.
- Какую роль при этом может сыграть опыт Казахстана в развитии интеграционных процессов?
- Действительно, у республики есть опыт создания Таможенного союза, Единого экономического пространства. Отсутствие единого экономического пространства, даже в отдельных регионах исламского мира является серьезным препятствием для научно-технического, индустриального и в целом социально-экономического развития исламского мира. Межисламская торговля очень мизерная. Как раз таки потому, что этой серьезнейшей проблеме уделяли неподобающе мало внимания. Настойчивость, последовательность, с которыми Казахстан все эти годы работал над интеграционными процессами в постсоветском пространстве, послужили залогом того, что сегодня Таможенный союз есть хотя бы в таком виде, проявляются контуры Единого экономического пространства. Этот опыт может быть чрезвычайно важен для интеграционных процессов внутри исламского мира.
Заметьте, что исламский мир, в отличие от некоторых стран, предлагающих ширпотреб и обесцененные бумажки, обеспечивает маховик мировой экономики энергоресурсами, сжигая которые человечество имеет возможность работать, жить, думать,творить. Это углеводороды, энергоресурсы, которые пока еще ничем не заменены. Поэтому здесь по праву есть возможность предложить иную модель, переосмыслить роль денег, механизм движения капиталов, деятельность эмиссионных центров, центральных банков, формирование обменных курсов, – все это должно быть иначе, справедливо и нравственно.
- Какие конкретные шаги, на ваш взгляд, можно предпринять?
- В этой связи я внес предложение, которое, надеюсь, найдет отклик у интеллектуальной элиты Казахстана, чтобы провести в этом году Астанинскую конференцию под названием «Астанинский консенсус», аналогично Бреттон-Вудской конференции, но с иными целями и задачами, – для того, чтобы обсудить, не откладывая в долгий ящик, контуры, подходы к формированию, принципиально иной международной валютно-финансовой системы, возможности создания единой валюты для исламского мира, единого экономического пространства, единого центрального банка.
На недавнем Астанинском экономическом форуме сами лауреаты Нобелевской премии по экономике, другие крупные экономисты признавались, что вся денежная масса, которую ФРС США “напечатал”, в экономику не пошла, оказалась в основном на фондовом рынке, а не в реальном секторе, ею были залатаны дыры дружественных финансовых учреждений, что, в том числе, как и прежде, обеспечило большие бонусы их руководителям.
Рукотворная англо-саксонская правовая система оставляет много возможностей для маневров, ухищрений и нарушений, которые формально не являются нарушениями. Хотя в экономической практике, основанной на исламской политэкономии, и, формально, в соответствии с законодательством, вводить в заблуждение запрещено. О свойстве товара, продукта, услуг и продавец, и покупатель должны быть максимально одинаково осведомлены.
Один из основателей правовой школы ислама сказал, что деньгами может быть любой товар по согласованию сторон. То есть я могу расплачиваться товаром, если вы принимаете этим оплату. Но категорически нельзя использовать в качестве оплаты бумажку, не имеющую никакой ценности. А тут получается, что можно “печатать” такую «бумажку» бесконтрольно, в неограниченном количестве, как это делает ФРС “производить” суррогатные деньги, кредиты, как это делают глобальные инвестбанки, наводняя мировую финансовую систему производными инструментами. И потом с этой «бумажкой» можно прийти, купить то, во что вы вложили своe время- энергию. Допустим, вы произвели часы – это результат вашей энергии, вашей жизни, которой вас наделил Всевышний. То есть таким сатанинским образом, да простит нас Господь, оплачивая часы такой “бумажкой” вас ввели в заблуждение, обманули «купив» часть вашей жизни за бесценок.
В завершение, вновь хотел бы подчеркнуть, что конференция под названием «Астанинский консенсус» могла бы иметь в повестке дня выработку подходов к созданию принципиально иной парадигмы валютно-финансовой системы, иного международного экономического порядка, прежде всего, реализуя это на уровне стран-членов ОИК, и предлагая это как глобальную универсальную модель для всех мировых финансов, мировой экономики.
Я убежден, что многие страны-члены ОИК от председательствующей страны ждут не протокольных мероприятий, а неких инициатив, нового дыхания, новой волны переосмысления существующих реалий, новых идей. На конференции могут быть выработаны шаги по формированию единого центрального банка, единого валютного фонда, с принципиально другими формулами курсообразования по отношению к существующим валютам, созданию резервов, началу интеграционных процессов во имя создания единого экономического пространства, увеличения взаимной торговли между странами-членами ОИК. Все эти вопросы уже могли бы перейти в практическую плоскость.
Беседовала Рысты Алибекова