Введение в исламские финансы. Убывающая Мушарака
Опубликовано Ахмад в Пнд, 12/17/2012 - 20:37
Автор: Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Книга: An Introduction to Islamic Finance
Источник: Даруль-Фикр.Ру
...Если распределение на основе ежедневных результатов не будет принято, то это будет означать, что никто из партнеров не сможет ничего взять из общей кассы, и при этом он не может внести новую сумму в нее. Точно так же никто не будет в состоянии присоединиться к общей кассе, кроме как в особые даты начала нового периода. Этот механизм совершенно невыполним по депозитам банков и финансовых учреждений, где счета дебетуются и кредитуются (пополняются и с них снимаются средства) вкладчиками много раз в день. Отказ от понятия ежедневных результатов заставит вкладчиков ждать в течение месяцев, прежде чем они внесут свои излишки денег на свой учетный счет. Это будет препятствовать использованию сбережений для развития промышленности и торговли и будет сдерживать финансовую деятельность в течение длительного времени. Для этой проблемы не существует никакого другого решения, кроме как применить метод ежедневных результатов для вычисления прибыли, и, поскольку в шариате против него нет никакого конкретного запрета, нет причины для отказа от этого метода.
Некоторые возражения против финансирования на основе мушарака
Давайте теперь рассмотрим некоторые возражения, выдвинутые с практической точки зрения против использования мушарака как способа финансирования.
Риск убытков
Существуют возражения, что механизм мушарака, скорее всего, будет перекладывать убытки в бизнесе на финансовые учреждения и банки. Эти убытки также будут разделять вкладчики. Вкладчики, постоянно подвергаясь риску убытков, не захотят вкладывать свои деньги в банки и финансовые учреждения, и, таким образом, их сбережения или останутся праздными, или будут использоваться в сделках за пределами банковских каналов, что не будет способствовать экономическому развитию на национальном уровне.
Этот аргумент, однако, неверен. Прежде, чем финансировать бизнес на основе мушарака, банки и финансовые учреждения будут проводить исследования возможной прибыльности бизнеса, для которого необходимы финансы. Даже в существующей системе кредитования, основанного на проценте, банки не дают ссуду каждому желающему. Они изучают потенциал бизнеса, и если они предчувствуют, что бизнес не принесет выгоды, то отказываются выделять ссуду. В случае мушарака они должны будут провести это исследование еще с большими мерами предосторожности.
Кроме того, никакой банк или финансовое учреждение не будет ограничивать себя единственным договором мушарака. У них всегда есть разнообразный портфель договоров мушарака. Если банк финансировал 100 своих клиентов на основе мушарака после изучения возможной прибыльности каждого из них, едва ли возможно, что все эти мушарака или большинство их приведут к убыткам. После принятия надлежащих мер и должного внимания, самое большее, что может произойти, – это то, что некоторые из этих контрактов принесут убытки. Но, с другой стороны, выгодные мушарака, как ожидается, принесут больше прибыли, чем основанные на процентах кредиты, потому что фактическая прибыль будет распределена между клиентом и банком. Поэтому портфель мушарака, в целом, не принесет убытков, и возможность убытков для целого портфеля – это просто теоретическая возможность, которая не должна препятствовать вкладчикам. Такая теоретическая возможность убытков в финансовом учреждении намного меньше, чем возможность убытков в акционерном обществе, бизнес которого ограничен определенным сектором коммерческой деятельности. Однако люди приобретают его акции, и возможность убытков не удерживает их от вложения в эти акции. Ситуация с банками и финансовыми учреждениями намного более надежна, потому что их деятельность на основе мушарака будет так разнообразна, что любые возможные убытки в одном мушарака будет более чем компенсированы прибылью, полученной в других мушарака.
Кроме этого, исламская экономика должна формировать менталитет, когда человек будет убежден, что любая прибыль, заработанная на вложении денег, является вознаграждением за риск в бизнесе. Этот риск может быть минимизирован посредством экспертизы и разностороннего развития портфеля, когда он становится только гипотетическим или теоретическим риском. Но нет никакого способа устранить этот риск полностью. Тот, кто хочет заработать прибыль, должен принять этот минимальный риск.
Поскольку это понимание уже существует в случае обычных акционерных обществ, где никто никогда не выдвигал возражения против того, что деньги акционеров подвержены убыткам. Проблема создана системой, которая отделяет банковское дело и финансирование от обычной торговой деятельности и которая заставляет людей полагать, что банки и финансовые учреждения работают только с деньгами и финансовыми документами, не имеющими ничего общего с фактическими результатами, возникающими в торговле и промышленности. Поэтому считается, что вкладчики заслуживают фиксированного дохода в любом случае. Это отделение сектора финансирования от сектора торговли и промышленности нанесло большой вред экономике на макроуровне. Очевидно, когда мы говорим об исламском банковском деле, мы никогда не подразумеваем, что оно будет следовать за обычной системой во всех отношениях. У Ислама есть свои собственные ценности и принципы, в которых не разделяется мнение об отделении финансирования от торговли и промышленности. Как только будет понятие об этой исламской системе, люди будут вкладывать капитал в сектор финансирования, несмотря на теоретический риск убытков, с большей готовностью, чем они вкладывают капитал в выгодные акционерные общества.
Непорядочность
Другое возражение против финансирования мушарака заключается в том, что нечестные клиенты могут эксплуатировать инструмент мушарака, не возвращая денег финансистам. Они могут всегда сказать, что их бизнес не принес никакой прибыли. Действительно, они могут утверждать, что он принес убытки, в этом случае не только прибыль, но также и основная сумма кредита будут подвергаться опасности.
Это, без сомнения, серьезное опасение, особенно в обществах, где коррупция стоит на повестке дня. Однако решение этой проблемы не столь трудное, как вообще принято считать, или опасность преувеличивается.
Если все банки в стране работают по чисто исламскому образцу при серьезной поддержке со стороны Центрального банка и правительства, проблему непорядочности нетрудно преодолеть. Прежде всего, должна осуществляться хорошо разработанная система проверок, посредством которой все счета всех клиентов полностью сохраняются и должным образом контролируются. Уже обсуждалось, что прибыль может быть рассчитана на основании только валовой прибыли. Это уменьшит возможность споров и незаконного присвоения. Однако если будет установлено, что клиент проявил непорядочность или небрежность, то он будет подвергнут карательным мерам и может быть лишен представления какой-либо ссуды от любого банка в стране, по крайней мере, в течение установленного периода.
Эти шаги будут служить сильным средством устрашения против сокрытия фактической прибыли или совершения любого другого непорядочного действия. И клиенты банков также не смогут позволить себе показывать искусственные убытки постоянно, потому что это будет идти против их собственных интересов во многих отношениях. Верно, что даже после принятия таких предосторожностей, нечестные клиенты иногда могут преуспеть в своих действиях, но карательные шаги и общая атмосфера бизнеса будут постепенно сокращать количество таких случаев (даже в основанной на взаимной выгоде экономике нарушители всегда создавали проблему безнадежных долгов).
Но это не должно быть оправданием для того, чтобы отклонить всю систему мушарака в целом.
Несомненно, что непорядочность является более серьезным опасением для исламских банков и финансовых учреждений, работающих в изоляции от обычных банков. У них нет сильной поддержки со стороны соответствующих правительственных органов и центральных банков. Они не могут изменить систему и при этом они не могут устанавливать свои собственные законы и постановления. Однако они не должны забывать, что они не просто коммерческие учреждения. Они были установлены, чтобы ввести новую систему банковского дела со своей собственной философией. Они обязаны продвигать эту новую систему, даже если они осознают, что это уменьшит размер их прибыли до некоторой степени.
Поэтому, они должны начать использовать инструмент мушарака, по крайней мере на выборочной основе. У каждого банка есть много клиентов, порядочность которых вне всех сомнений. Исламские банки должны начать финансировать хотя бы их на основе правильного договора мушарака. Это поможет установить хорошие прецеденты на рынке и побудит других следовать их примеру. Кроме того, есть некоторые секторы финансирования, где мушарака легко использовать. Например, при использовании механизма мушарака в финансировании экспорта нет большого пространства для нечестной игры. У экспортера есть определенный заказ из-за границы. Цены согласованы. Стоимость не трудно определить. Платежи обычно гарантируются аккредитивом. Платежи производятся через сам банк. Нет никакой причины в таком случае, для непринятия договора мушарака. Точно так же финансирование импорта может быть разработано на основе мушарака с некоторыми предосторожностями, как было ранее объяснено в этой главе.
Конфиденциальность бизнеса
Другое возражение против мушарака состоит в том, что финансист, становясь партнером в бизнесе клиента, может узнать какие-то секреты его бизнеса и через него это могут узнать другие клиенты.
Тем не менее, решение этой проблемы очень простое. Клиент на время вхождения в мушарака может поставить условие, что финансист не будет вмешиваться в управление делами и не будет раскрывать никакой информации постороннему лицу без разрешения клиента. Такие соглашения о сохранении тайны всегда делаются престижными институтами, особенно банками и финансовыми учреждениями, чей бизнес основан на конфиденциальности.
Нежелание клиентов делиться прибылью
Много раз уже упоминалось, что клиенты не желают делиться с банками фактической прибылью от своего бизнеса. Нежелание основано на двух причинах:
1. Клиенты считают, что банк не имеет права участвовать в фактической прибыли, которая может быть существенной, так как банк не принимал никакого участия в управлении или работе бизнеса. Почему же они (клиенты) должны делиться плодами своего труда с банком, который просто выделяет средства?! Клиенты также утверждают, что традиционные банки довольствуются скудной процентной ставкой и также должно быть в исламских банках.
2. Даже если вышесказанное не является причиной, клиенты боятся раскрывать свои истинные доходы банку, потому что информация может быть передана в налоговые органы и налоговые обязательства клиентов будут увеличены.
Решение первого вопроса, хотя и не просто, но и не столь трудно, и это вполне возможно. Такие клиенты должны быть убеждены, что брать деньги под проценты – большой грех, если это не вызвано острой необходимостью. Расширение бизнеса такой необходимостью не является, это просто их желание. Используя дозволенный путь получения средств для их бизнеса путем мушарака, они не только получают довольство Аллаха, но законно зарабатывают прибыль для себя и для исламского банка.
Что касается второго фактора, то, действительно, в некоторых мусульманских странах ставки налогов чрезмерно высокие и несправедливые. Исламские банки и их клиенты должны добиваться от правительства изменения подобных законов, которые препятствуют прогрессу в направлении исламского банкинга. Правительства также должны оценить тот факт, что, если ставки налогов будут разумными, налогоплательщики будут убеждены, что они выиграют, если будут честно платить налоги, и это приведет к увеличению, а не к уменьшению государственных доходов.
Убывающая мушарака
Другой формой мушарака, разработанной в недавнем прошлом, является «убывающая мушарака». Согласно этому понятию, финансист и его клиент участвуют в совместной собственности на имущество или оборудование или в объединенном коммерческом предприятии. Доля финансиста далее делится на некоторое число частей, и подразумевается, что клиент выкупает эти части от доли финансиста одну за другой периодически, таким образом увеличивая свою собственную долю, пока все части от доли финансиста не будут выкуплены им, что делает его единственным владельцем собственности или коммерческого предприятия, в зависимости от обстоятельств.
Убывающая мушарака, основанная на вышеупомянутой концепции, принимает различные формы в различных сделках. Некоторые примеры приведены ниже:
1. Этот механизм используется главным образом в финансировании (покупке) дома. Клиент хочет купить дом, для которого у него нет соответствующих средств. Он обращается к финансисту, который соглашается участвовать с ним в покупке необходимого дома. 20% цены вносится клиентом и 80% цены – финансистом. Таким образом, финансист владеет 80% дома, в то время как клиент владеет 20%. После покупки собственности совместно клиент использует дом для своих нужд и платит арендную плату финансисту, чтобы иметь возможность использовать его долю в собственности. В то же самое время доля финансиста делится на восемь равных частей, каждая часть представляет 10% от собственности дома. Клиент обещает финансисту, что будет выкупать каждую часть через три месяца. Соответственно, по истечении первых трех месяцев он покупает одну часть доли финансиста, платя 1/10 из цены дома. Это уменьшает долю финансиста от 80% до 70%. Следовательно, арендная плата, подлежащая оплате финансисту, также уменьшается в этой пропорции. В конце второго срока он покупает другую часть, увеличивающую его долю в собственности на 40% и уменьшающую долю финансиста до 60%, и последовательно уменьшающую арендную плату в этой пропорции. Этот процесс продолжается тем же самым способом, пока под конец двух лет клиент не приобретет долю финансиста целиком, тем самым сводя долю финансиста к нулю и увеличивая его собственную долю до 100%.
Эта договоренность позволяет финансисту требовать арендной платы согласно своей пропорции в собственности и в то же самое время позволяет ему периодическое возвращение части его инвестиций посредством покупок частей его доли.
2. А хочет купить такси, чтобы использовать его для перевозки пассажиров и получать доход, взимая с них плату за проезд, но у него не хватает средств. В соглашается участвовать в покупке такси, так что они покупают такси совместно. 80% от цены уплачивает В, и 20% платит А. После того как такси куплено, оно используется для перевозки пассажиров, в результате чего оно приносит 1000 единиц ежедневного дохода. Так как В владеет 80% доли собственности в такси, 80% дохода отдается ему, а оставшиеся 20% отдаются А, который владеет 20% доли в такси. Это означает, что 800 единиц дохода зарабатывает В, и 200 зарабатывает А. В дальнейшем доля В делится на восемь частей. Через три месяца А покупает одну долю от доли В. Следовательно, доля В уменьшается до 70% и доля А увеличивается до 30%. Это означает, что с этого времени А будет принадлежать 300 единиц ежедневного дохода и 700 будет принадлежать В. Этот процесс будет продолжаться в течение двух лет, по истечении которых все такси целиком будет принадлежать А, а В получит обратно свои инвестиции, наряду с доходом, распределяемым, как было упомянуто выше.
3. А хочет начать бизнес по продаже готовой одежды, но испытывает недостаток средств. В соглашается участвовать вместе с ним в течение установленного периода, скажем, в течение двух лет. 40 % инвестиций вносятся А, и 60% – В. Доля прибыли, которую будет получать каждый из них, согласована. Но в то же время доля в бизнесе В делится на шесть равных частей, и А выкупает эти доли постепенно, пока по окончании двух лет В не выходит из бизнеса, оставляя А единоличным собственником. Кроме периодической прибыли, В получает стоимость его доли, которая является погашением первоначальной суммы, вложенной им.
Проанализируем на основе Шариата точки зрения этого механизма, состоящего из различных сделок, которые играют свою роль в разных временных периодах. Каждая из форм убывающей мушарака будет обсуждаться ниже в свете принципов Ислама.
Финансирование покупки дома на основе убывающей мушарака
Предложенный механизм состоит из следующих сделок:
1. Создается совладение в собственности (ширкат аль-мульк).
2. Финансист предоставляет свою долю клиенту на основе арендной платы.
3. Клиент обязуется выкупить все части от доли финансиста.
4. Фактическая покупка частей от доли финансиста на различных стадиях.
5. Регулирование арендной платы согласно остающейся доле финансиста в собственности.
Давайте обсудим каждый компонент этого механизма в основных деталях.
1. Первый шаг в вышеупомянутом договоре создает совладение в собственности. Уже объяснялось в начале этой главы, что ширкат аль-мульк (совладение) может возникнуть различными путями, включая совместную покупку. Это явно дозволяется во всех мазхабах исламского фикха1.
2. Вторая часть этого механизма – когда финансист сдает в аренду свою долю в доме клиенту и взимает с него арендную плату.
Эта договоренность также дозволена, потому что нет никаких расхождений во мнениях среди мусульманских ученых в допустимости аренды нераздельной доли в собственности своему же партнеру. Если неразделенная доля сдана в аренду третьему лицу, о допустимости этого мнения ученых расходятся. Имам Абу Ханифа и имам Зуфар считали, что неразделенная доля не может быть сдана в аренду третьему лицу, в то время как имам Малик и имам Шафи'и, Абу Юсуф и Мухаммад Ибн Хасан считали, что неразделенная доля может быть сдана в аренду любому человеку. Но все они единодушны во мнении о законности «иджара» (аренды) доли в собственности своему же партнеру2.
Третий шаг в вышеупомянутом механизме – то, что клиент покупает различные части неразделенной доли финансиста. Эта сделка также позволена. Если неразделенная доля является частью земли или здания, продажа их дозволена согласно всем исламским мазхабам. Если неразделенная доля здания предназначена, чтобы быть проданной партнеру, это также позволено единодушно всеми мусульманскими юристами. Однако есть расхождения во мнениях, дозволено ли ее продать третьей стороне3.
Ясно из предшествующих трех пунктов, что каждая из сделок, упомянутых выше, по существу дозволена. Но вопрос состоит в том, можно объединить все эти сделки в одном механизме? Ответ заключается в том, что если все эти сделки были бы объединены так, что каждая из них была бы условием для совершения другой, то это не дозволяется в Шариате, потому что в исламской правовой системе твердо установлено, что одна сделка не может быть предварительным условием для другой. Однако предложенная схема предлагает, что вместо того, чтобы сделать две сделки условиями друг для друга, было выдвинуто одностороннее обещание клиента, во-первых, взять долю финансиста в аренду и заплатить согласованную арендную плату и, во-вторых, выкупать различные доли финансиста в разное время. Это приводит нас к четвертой проблеме: имеет ли законную силу такое обещание?
В целом считается, что обещание сделать что-то создает только моральную обязанность для должника, которое нельзя принудительно взыскать через суд. Однако существует ряд ученых, которые считали, что обещания имеют силу и суд может обязать должника исполнить свое обещание, особенно в контексте коммерческой деятельности.
Можно, в частности, привести мнение некоторых маликитов и ханафитов, которые считали, что обещания можно принудительно взыскать через суд в случае необходимости. Ханафитские ученые принимали эту точку зрения в отношении конкретной продажи, называемой «бай-бильвафа». Это такой особый механизм продажи дома, когда покупатель обещает продавцу, что всякий раз, когда последний возвращает ему обратно стоимость дома, тот будет перепродавать дом ему. Этот механизм был в моде в странах Центральной Азии. У ханафитов было мнение, что, если перепродажа дома первому продавцу была условием для начальной продажи, такая сделка не дозволена. Однако если первая продажа была осуществлена без какого-либо условия, но уже после совершения продажи покупатель обещал перепродавать дом всякий раз, когда продавец предлагал ему ту же самую цену, такая сделка приемлема, и это обещание создает не только моральное обязательство, но также и закрепленное право первоначального продавца.
Мусульманские ученые, дозволявшие такую сделку, основывались на принципе «обещание может быть осуществлено в случае необходимости».
Даже если обещание было дано прежде, чем произвести первую продажу, после которой продажа была осуществлена без условия, это также дозволялось определенными учеными-ханафитами4.
Можно выдвинуть возражение, что, если обещание перепродажи (дома) было сделано перед началом фактической продажи, это фактически составляет помещение условия на самой продаже, потому что обещание было установлено между сторонами во время продажи, и поэтому, даже если продажа была осуществлена без особого условия, она будет считаться условной, потому что обещание в оговоренном условии предшествовало ей (продаже).
На это можно ответить, что есть большая разница между постановкой условия (во время) продажи и созданием отдельного обещания, не делая его условием. Если условие явно упомянуто во время продажи, это означает, что продажа будет действительна, только если условие выполнено, означая, таким образом, что, если условие не будет выполнено, существующая продажа станет недействительной. Это делает сделку зависимой от случая в будущем, который может или не может произойти. Это приводит к неуверенности (гарар) в сделке, что полностью запрещено в Шариате.
С другой стороны, если продажа была без какого-либо условия, но одна из сторон обещала сделать что-то отдельно от нее, то продажа не считается условной, зависящей от выполнения обещания. Даже если должник откажется от своего обещания, продажа будет считаться действительной. Более того, можно заставить должника через суд выполнить свое обещание, а если он не в состоянии будет этого сделать, можно претендовать на возмещение фактических убытков, которые понес его партнер из-за неплатежа.
Отсюда ясно, что отдельное и независимое обещание приобрести что-то не делает первоначальный контракт случайным или условным. Поэтому он может быть выполнен.
На основе этого анализа мы понимаем, что убывающая мушарака может быть использована в финансировании дома на следующих условиях:
a) Соглашение о совместной покупке, аренде и продаже различных частей доли финансиста не должно быть соединено вместе в одном контракте. Но совместная покупка и контракт арендного договора могут быть соединены в одном документе, в котором финансист соглашается сдать клиенту в аренду свою долю после совместной покупки. Это допускается, потому что, как будет объяснено в соответствующей главе, иджара (аренда) может быть осуществлена в более поздний срок. В то же самое время клиент может подписать одностороннее обещание приобретать различные части доли финансиста периодически, и финансист может ручаться, что, когда клиент будет покупать часть своей доли, арендная плата остающихся частей будет уменьшаться соответственно.
b) На момент приобретения каждой части продажа должна быть произведена путем обмена предложением и принятием в тот конкретный день.
c) Будет предпочтительно, если покупка различных частей клиентом будет произведена на основе рыночной стоимости дома на день покупки, но также допустимо, что какая-то конкретная цена будет согласована во время обещания покупки, подписанного клиентом.
Убывающая мушарака для ведения бизнеса услуг
Вторым примером, приведенным выше в качестве убывающей мушарака, является совместная покупка такси, от которого получают доход как от арендованного транспортного средства. Этот механизм состоит из следующих компонентов:
1) Создание совладения в такси в форме ширкат.аль-мульк Как уже говорилось, это дозволено в Шариате.
2) Доход в мушарака создается через услуги такси. Это также дозволено, как отмечалось ранее в этой главе.
3) Покупка различных единиц доли финансиста клиентом. Это снова соответствует условиям, уже детализированным в случае финансирования дома. Однако есть незначительные различия между финансированием дома и механизмом, предложенном в этом втором примере. Такси, используемое в качестве арендованного транспортного средства, обычно обесценивается (амортизируется) в течение долгого времени, поэтому такая амортизация такси должна быть учтена, при определении стоимости различных единиц доли финансиста.
Убывающая мушарака в торговле
Третий пример убывающей мушарака, как было сказано выше, состоит в том, что финансист вносит 60% капитала, для того чтобы начать, к примеру, продажу готовой одежды. Этот механизм состоит только из двух компонентов:
1) Во-первых, из обычного механизма мушарака, когда два партнера инвестируют различные объемы капитала в совместное предприятие. Очевидно, что этот момент допустим по условиям мушарака, что уже разъяснялось ранее в этой главе.
2) Покупка различных единиц доли финансиста клиентом. Она может быть в форме отдельного и независимого обязательства со стороны клиента. Требования Шариата относительно этого обязательства такие же, как было объяснено в случае финансирования дома, с одним очень важным различием. Здесь стоимость единиц финансиста не может быть установлена при обязательстве покупки, потому что, если цена будет установлена заранее во время вступления в мушарака, это будет фактически означать, что клиент гарантирует основные средства финансисту с прибылью или без нее, что строго запрещено в случае мушарака. Поэтому есть два варианта для финансиста для определения цены его долей, которые будут куплены клиентом. Один из вариантов состоит в том, что он соглашается продать доли на основе оценки бизнеса на момент приобретения каждой единицы. Если стоимость бизнеса увеличилась, цена будет выше, если уменьшилась, цена будет меньше. Такая оценка может быть выполнена в соответствии с общепринятыми условиями через экспертов, личность которых может быть согласована между сторонами, когда обязательство подписано.
Второй вариант состоит в том, что финансист позволяет клиенту продавать эти доли в собственности кому-либо еще по любой цене, по которой он сможет (это сделать), но в то же самое время он предлагает определенную цену клиенту, подразумевая, таким образом, что, если тот находит покупателя этой доли по более высокой цене, он может продать ее ему, но если он захочет продать ее финансисту, то последний будет согласен купить его по цене, установленной им заранее.
Хотя оба этих варианта дозволены согласно принципам Шариата, второй вариант, скорее всего, не выполним для финансиста, потому что это привело бы к введению новых партнеров в мушарака, что нарушит весь механизм и уничтожит саму цель убывающей мушарака, когда финансист хочет вернуть свои деньги в пределах установленного периода. Поэтому, чтобы осуществить цель убывающей мушарака, только первый вариант носит практический характер.
- См., например, «Радд аль-Мухтар», 3:364-365.
- См. Ибн Кудама, Аль-Мугни, 6:137; и «Радд аль-Мухтар», 6:47, 48.
- См. «Радд аль-Мухтар», 3:365.
- См. «Джами аль-Фусуляйн», 2:237 и «Радд аль-Мухтар», 4:135.