Введение в исламские финансы. Предисловие.

Опубликовано: 13.06.14 Просмотров: 10481 Версия для печати

Опубликовано Ахмад в Втр, 10/09/2012 - 11:10

Автор:           Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Книга:           An Introduction to Islamic Finance

Источник:    Даруль-Фикр.Ру

 

Предисловие


За последние несколько десятилетий мусульмане пытались переделать свою жизнь на основе исламских принципов. Они сильно ощущают, что политическое и экономическое господство Запада в течение прошлых столетий лишило их божественного руководства, особенно в социально-экономических областях. Поэтому, после приобретения политической свободы, массы стремятся к возрождению своей исламской идентичности и хотят организовать свою коллективную жизнь в соответствии с исламским учением.

В экономической области это самая большая проблема для таких мусульман – преобразовать их финансовые учреждения, чтобы привести их в гармонию с тем, что велит Шариат. В окружающей среде, где вся финансовая система основана на проценте, грандиозной задачей является структурировать финансовые учреждения на беспроцентной основе.

 

Люди, не сведущие в принципах Шариата и его экономической философии, иногда полагают, что отмена процентов у банков и финансовых учреждений, сделала бы их благотворительными, а не коммерческими учреждениями, которые предлагают финансовые услуги на безвозвратной основе.

Очевидно, что это совершенно неправильное предположение. Согласно Шариату, беспроцентные кредиты предлагаются для совместной и благотворительной деятельности и не характерны для коммерческих сделок, кроме очень ограниченного диапазона. Что касается коммерческого финансирования, то исламский Шариат имеет большое количество инструментов для этой цели. Принцип (такого финансирования) заключается в том, что человек, давая деньги другому, должен решить – хочет ли он просто помочь другому или он хочет также разделить с ним прибыль. Если он хочет просто помочь заемщику, он должен отказаться от любого требования и любой дополнительной суммы. Его основной капитал будет обеспечен и гарантирован, но получение какой-либо суммы сверх основной не будет законным. Но, если он хочет пустить деньги в оборот, чтобы получить прибыль от другой стороны, он может оговорить определенный процент прибыли, который он хочет получить от другого, и должен также разделить его потери, если тот понесет убытки.

 

Таким образом, очевидно, что исключение процентов из финансовой деятельности не обязательно означает, что финансист (тот, кто вкладывает деньги) не может получить прибыль. Если финансирование предназначено для коммерческих целей, оно может быть основано на концепции о прибылях и убытках процесса обмена, для которых инструменты под названием мушарака и мудараба были разработаны с самого начала исламского коммерческого права.

 

Есть, однако, некоторые секторы экономики, где финансирование на основе мушарака и  мудараба не работает или невозможно по той или иной причине. Для таких секторов современные ученые предложили некоторые другие инструменты, которые могут быть использованы для целей финансирования, такие как мурабаха, иджара, салям и истисна.

 

Примечание переводчика:


Мушарака в исламском банкинге — совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения вскладчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника. Одним из инвесторов может выступать исламский банк.


Муда́раба – совместное долевое предприятие, подобное мушараке, где один из инвесторов — обязательно исламский банк. Именно он вкладывает в совместное предприятие «мудараба» финансовые средства; другие инвесторы вкладывают только свой труд и знания (в мушараке все инвесторы вкладывают финансовые средства).


Иджара представляет собой такой вид инвестиционной деятельности, который осуществляет специальное приобретение арендодателем оборудования или другого имущества в собственность и предоставление его арендатору в имущественный наём (аренду) во временное владение и пользование на согласованный срок на платной основе.


Мурабаха же используется в финансировании, при котором банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив (недвижимость, товар) на рынке и продаёт его клиенту с отсрочкой платежа. И в том и в другом случаях заработок банка складывается как награда за взятый на себя риск.


Истисна – смысл этого метода заключается в том, что банк содействует покупателю и производителю (продавцу) заключить контракт и оплачивает его в целях производства (поставки) определённого продукта с заданными спецификациями по определённой цене и с фиксированной датой поставки.

В течение прошлых двух десятилетий эти способы финансирования используются исламскими банками и финансовыми учреждениями. Но все эти инструменты не являются заменой процента в строгом смысле этого понятия, и будет неправильно предполагать, что они могут использоваться точно тем же самым способом, каким используются проценты (экономика, основанная на проценте). Они имеют свой собственный набор принципов, философии и условий, без которых не позволено в Шариате использовать их в качестве способов финансирования. Поэтому невежество относительно их фундаментального понятия и соответствующих деталей может привести к смешению исламского финансирования с обычной системой, основанной на проценте.

Настоящая книга является пересмотренным сборником моих различных статей, которые были направлены на обеспечение основной информации о принципах и предписаниях принципов исламских финансов со специальной ссылкой на способы финансирования, используемые исламскими банками и небанковскими финансовыми учреждениями. Я попытался объяснить фундаментальные понятия, лежащие в основе этих инструментов, необходимые требования для их приемлемости с точки зрения Шариата и правильные методы их применения. Я также имел дело с практическими проблемами, связанными с применением этих инструментов и их возможных решений в свете Шариата.

 

В качестве председателя/члена Наблюдательных шариатских советов многих исламских банков в различных частях мира, я столкнулся со случаями слабости в их применении (действии), вызванных, главным образом, нехваткой ясного понимания соответствующих правил и принципов Шариата. Этот опыт показал потребность в настоящей книге, где я попытался затронуть соответствующую тему простым способом, который может быть понятен простому читателю, у которого не было возможностей изучить исламские финансовые принципы подробно.

Это скромное усилие, я надеюсь, облегчит понимание основных принципов исламских финансов и основные моменты различия между обычным и исламским банковским делом. Пусть Всевышний Аллах примет это скромное усилие, удостоит его Своего довольства и сделает его полезным для читателей.

 

Мухаммад Таки Усмани

Карачи

04.03.1419 по хиджре

29.06.1998 A. D.

 

Некоторые предварительные моменты

Прежде, чем обсуждать подробности исламских способов финансирования, необходимо объяснить некоторые идеи относительно основных принципов, которые в целом регулируют всю экономическую систему исламского образа жизни.

 

Вера в Божественное руководство

Убеждение, вокруг которого вращаются все понятия в Исламе, состоит в том, что вся Вселенная создана и управляется Единственным Создателем. Он сотворил человека и назначил его своим наместником на земле, чтобы выполнять определенные задачи через послушание Его заповедям. Эти (божественные) указания содержатся не только в некоторых аспектах поклонения или так называемых религиозных ритуалах. Наоборот, они охватывают значительную часть практически каждого аспекта нашей жизни. Эти указания не настолько исчерпывающи, что ограничивают деятельность человека в пределах узких рамок, не оставляя места для человеческого интеллекта, но они и не так незначительны и неоднозначны, что оставляют каждую область жизни во власти человеческого восприятия и желаний. Будучи далеким от этих двух крайностей, Ислам имеет сбалансированный подход для управления человеческой жизнью. С одной стороны, он оставляет большое пространство для применения человеком своих собственных рациональных суждений (умственных способностей), где он может принимать решения на основе своих размышлений, оценки фактов и целесообразности. С другой стороны, Ислам подчиняет деятельность человека ряду принципов, которые имеют вечное применение и не могут быть нарушены по поверхностным соображениям целесообразности, основанных на человеческой оценке.

 

На самом деле за этим стоит то, что человеческий разум, несмотря на его обширные возможности, не может претендовать на неограниченную власть для установления истины. В конце концов, он имеет некоторые пределы, вне которых он или не может должным образом работать, или может стать жертвой ошибки. Существуют многочисленные области человеческой жизни, где разум часто путают с желаниями и где нездоровые инстинкты под прикрытием рациональных аргументов подталкивают человечество к неправильным и разрушительным решениям. Все те теории прошлого, которые, как считается сегодня, ошибочны, претендовали в соответствующее время на разумность, но это поняли лишь спустя столетия, когда их ошибки были обнаружены и их нелепости были универсально доказаны.

 

Таким образом, очевидно, что сфера деятельности, делегированная человеческому разуму его Создателем, весьма ограничена. Есть области, в которых человеческий разум не может найти нужные решения или, по крайней мере, осознать свои ошибки. Они и являются как раз теми областями, в которых Аллах Всевышний, Создатель вселенной, дает руководство через Свои откровения, переданные через Его пророков. На основе этого подхода каждый мусульманин твердо убежден, что указаниям, переданным в божественных откровениях через последнего Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, нужно следовать в их букве и духу, и они не могут быть нарушены или игнорироваться на основе рациональных аргументов или внутренних желаний. Следовательно, вся деятельность человека должна всегда подчиняться этим указаниям и работать в пределах, предписанных ими. В отличие от других религий, Ислам не ограничен некоторыми моральными учениями, обрядами или способами богослужения. Он, скорее, содержит руководство для каждой сферы жизни, включая социально-экономические области. Повиновение от рабов Аллаха требуется не только в поклонении, но также и в их экономической деятельности, даже при том, что оно (повиновение) иногда может идти вразрез с некоторыми очевидными выгодами, потому что эти очевидные выгоды могут идти против коллективных интересов общества.

 

Основное различие между капиталистической и исламской экономикой

Ислам не отрицает рыночные силы и рыночную экономику. Даже стремление к получению  прибыли приемлемо до разумной степени. Частная собственность не полностью отрицается. Все же основное различие между капиталистической и исламской экономикой в том, что в светском капитализме стремление к получению прибыли или (право) частной собственности дают неограниченную власть принимать экономические решения. Их свободой (людей) не управляют никакие божественные запреты. Если есть некоторые ограничения, они наложены людьми и всегда подвержены изменениям через демократическое законодательство, которое не подчиняется никакой сверхъестественной власти. Такие принципы позволяют много практик, которые вызывают неустойчивость в обществе. Процент (ростовщичество), азартные игры, спекулятивные сделки имеют тенденцию к концентрации богатства в руках немногих. Нездоровые человеческие инстинкты эксплуатируются, чтобы зарабатывать деньги через безнравственные и вредные продукты. Необузданное стремление к прибыли создает монополии, которые парализуют рыночные силы или, по крайней мере, препятствуют их естественному действию. Таким образом, капиталистическая экономика, которая утверждает, что она основывается на рыночных силах, фактически, останавливает естественный процесс спроса и предложения, потому что эти силы могут должным образом работать только в атмосфере свободной конкуренции, а не в монополиях.

 

Даже когда для светской капиталистической экономики становится понятно, что определенная экономическая деятельность идет против интересов общества, тем не менее, она может продолжаться, потому что (запрет на нее) может идти вразрез с интересами некоторых влиятельных кругов, которые доминируют в законодательных органах в силу своего большинства. Так что любая власть  вне демократических принципов полностью отвергается, «вера в Бога» (что утверждает надпись на каждом долларе США) была фактически удалена из социально-экономической области, никакое божественное руководство не управляет экономической деятельностью.

 

Зло, происходящее от этих экономических отношений, никогда не сможет быть обуздано, если человечество не подчиняется божественной власти и не повинуется ее командам, принимая их как абсолютную правду, и сверхъестественным указаниям, которым нужно повиноваться в любом случае и любой ценой. Это как раз то, что делает Ислам. После признания частной собственности, стремления к прибыли и рыночных сил, Ислам утверждает определенные божественные ограничения на экономическую деятельность. Эти ограничения, налагаемые Аллахом Всевышним, Знанию Которого нет пределов, не могут быть отменены никакой человеческой властью. Запрет на риба (ростовщичество, или интерес), азартные игры, сделки с незаконными товарами или услугами, короткие продажи и спекулятивные сделки являются некоторыми примерами этих божественных ограничений. У всех этих запретов, объединенных вместе, есть совокупный эффект поддержания баланса, распределительной справедливости и равенства возможностей (в обществе).

 

Примечание:

Продажа без покрытия (англ. short selling — короткая продажа, шорт, короткая позиция, игра на понижение) – продажа ценных бумаг, товаров или валюты, которыми торговец на момент продажи не владеет. Такая операция возможна, если условия контракта предусматривают его исполнение (поставку товара) через некоторое время или при маржинальной торговле, когда разрешено продавать взятый у брокера в кредит товар с предполагаемой последующей покупкой аналогичного товара и возврата кредита в натуральном (товарном) виде. Торговец надеется, что цена упадёт, и он сможет дешевле выкупить ранее проданный товар. Этот механизм обеспечивает возможность получать прибыль при снижении цен. Продажа без покрытия является одним из видов спекуляций.


Финансирование, обеспеченное активами (реальными товарами или услугами)

Одна из самых важных особенностей исламского финансирования – то, что это финансирование, обеспеченное активами. Обычное/капиталистическое понятие финансирования состоит в том, что банки и финансовые учреждения имеют дело только с деньгами и денежно-кредитными бумагами. Именно поэтому им (банкам) в большинстве стран запрещено вести торговлю реальными товарами и создавать материальные запасы. Ислам, с другой стороны, не признает деньги предметом торговли, кроме некоторых особых случаев. У денег нет собственной полезности; это только средство обмена. Каждая единица денег на 100% эквивалентна другой единице того же самого наименования, поэтому нет никакой возможности для получения прибыли посредством обмена этих единиц между собой. Прибыль произведена, когда что-то имеющее собственную полезность продано за деньги или когда различные валюты обменены одна на другую. Прибыль, заработанная посредством операций с деньгами (той же самой валюты) или бумаг, представляющих их, является ростовщичеством, следовательно, запретным. Поэтому, в отличие от обычных финансовых учреждений, финансирование в Исламе, всегда основано на неликвидных активах (здания, сооружения, оборудование), что создает реальные активы и материальные запасы.

Реальные и идеальные инструменты финансирования в Шариате – это мушарака и мудараба. Когда финансист вкладывает деньги на основе этих двух инструментов, они должны быть преобразованы в активы, имеющие собственную полезность. Прибыль получается путем продажи этих реальных активов.

Финансирование на основе салям и истисна также создает реальные активы. В случае саляма финансист получает реальные товары и может получить прибыль, продавая их на рынке. В случае с истисна финансирование осуществляется через производство некоторых реальных активов, финансист зарабатывает прибыль в качестве вознаграждения за них.

 

Финансовые арендные договоры (лизинг) и мурабаха, как будет отмечено позже в соответствующих главах, не являются первоначально способами финансирования. Но, чтобы соответствовать некоторым потребностям, они были изменены таким образом, что они могут использоваться в качестве способов финансирования согласно определенным условиям в тех секторах, где остальные инструменты (мушарака,мудараба,салямиистисна) не осуществимы по некоторым причинам. Инструменты лизинга и мурабаха иногда подвергаются критике на том основании, что их конечный результат часто подобен конечному результату займа, основанного на проценте. Эта критика оправдана до некоторой степени, и именно поэтому шариатские наблюдательные советы единодушны в том вопросе, что это не идеальные способы финансирования, и они должны использоваться только в случаях необходимости с полным соблюдением условий, предписанных Шариатом. Несмотря на все это, инструменты аренды и мурабаха также полностью поддержаны активами, и финансирование через эти инструменты ясно отличается от основанного на проценте финансирования по следующим причинам:

 

1. При обычном финансировании банкир дает деньги своему клиенту как процентную ссуду, после чего он не беспокоится относительно того, как деньги используются клиентом. В случае мурабаха, напротив, никакие деньги не продвигаются финансистом (банкиром). Вместо этого сам финансист покупает товар, требуемый клиентом. Так как эта сделка не может быть выполнена, если клиент не гарантирует финансисту, что хочет купить товар, поэтому мурабаха невозможна вообще, если финансист не создает активы. Таким образом, такое финансирование всегда поддерживается активами.

 

2. В обычной системе финансирования кредиты могут быть выданы для любой выгодной цели. Игорное заведение может занять деньги у банка, чтобы развить своей игорный бизнес. Порнографический журнал или компания, производящая порнофильмы, считаются хорошими клиентами обычного банка. Таким образом, обычное финансирование не связано никакими божественными или религиозными ограничениями. Но исламские банки и финансовые учреждения не могут остаться безразличными к характеру деятельности, для которой требуются средства. Они не могут использовать мубараха для такой цели, которая запрещена в Шариате и вредна для морального здоровья общества.

 

3. Это одно из основных требований для законности мурабаха – когда товар покупается финансистом, что означает, что он принимает на себя риск товара прежде, чем продать его клиенту. Прибыль, требуемая финансистом, является вознаграждением за риск, который он принимает на себя. Никакой такой риск не предполагается в основанной на проценте ссуде.

 

4. В процентной ссуде сумма, которая должна быть возмещена заемщиком, продолжает увеличиваться с течением времени. В мурабаха, с другой стороны, цена продажи после ее согласования остается неподвижной. В результате, даже если покупатель (клиент банка) не платит вовремя, продавец (банк) не может просить за товар более высокую цену из-за задержки в урегулировании взносов. Это происходит потому, что в Шариате не существует понятия времени, зависимого от денег.

 

5. В аренде также финансирование предлагается посредством обеспечения актива, имеющего узуфрукт(право пожизненного пользования чужим имуществом и доходами от него). Риск арендованной собственности принимается арендодателем/финансистом в течение периода арендного договора в том смысле, что если арендованный актив полностью разрушается без какого-либо неправильного употребления или небрежности со стороны арендатора, финансист/арендодатель потерпит убытки.

 

Очевидно из вышеупомянутого обсуждения, что всякое финансирование в исламской системе создает реальные активы. Это верно даже в случае мурабаха и аренды, несмотря на то что они, как считается, не являются идеальными способами финансирования и часто подвергаются критике за то, что они близки к основанному на процентах финансированию по своим конечных результатах. Известно, с другой стороны, что основанное на процентах финансирование не обязательно создает реальные активы, поэтому предложение денег через кредиты, выданные финансовыми учреждениями, обычно не обеспечивается реальными товарами и услугами, произведенными в обществе. Таким образом, кредиты создают искусственные деньги, которые увеличивают объем денежной массы, а иногда и умножают ее, не создавая реальные активы в том же самом количестве. Этот разрыв между предложением денег и созданием реальных активов создает или подпитывает инфляцию. Поскольку финансирование в исламской системе всегда обеспечивается активами, оно всегда совпадает с количеством соответствующих товаров и услуг.

 

Капитал и предприниматель


Согласно капиталистической теории, капитал и предприниматель – это два отдельных фактора производства. Первый получает проценты, в то время как последний наделен правом получить прибыль. Процент представляет собой фиксированный доход за предоставление капитала, в то время как прибыль может быть заработана только, когда есть излишек после распределения (фиксированного возвращения) данных факторов производства – земли, труда и капитала (в форме арендной платы, заработной платы и процентов по кредиту).

Ислам, напротив, не признает капитал и предпринимателя как два отдельных фактора производства. Каждый человек, который вносит капитал (в форме денег) в коммерческое предприятие, принимает риск потери и поэтому наделен правом на пропорциональную долю в фактической прибыли. Таким образом, капиталу присущ внутренний элемент предпринимательства, поскольку его затрагивает риск бизнеса. Поэтому, вместо фиксированного дохода по процентам, он (финансист, банкир) получает прибыль. Чем больше прибыль бизнеса, тем выше отдача капитала. Таким образом, прибыль, произведенная в результате коммерческой деятельности в обществе, справедливо распределяется по всем тем лицам, которые внесли капитал в предприятие, как бы мал он ни был. Поскольку в контексте современной практики это банки и финансовые учреждения, которые обеспечивают капитал коммерческой деятельности из депозитов, вложенных в нее, поток фактической прибыли, заработанной обществом, может быть направлен к вкладчикам в равноправных пропорциях, что поможет распределить богатство в более широком кругу и может препятствовать концентрации богатства в руках немногих.

 

Существующая практика исламского банкинга


Против исламской финансовой системы иногда выдвигаются возражения, что исламские банки и финансовые учреждения, работающие в течение  прошлых трех десятилетий, не внесли видимого изменения в экономическое состояние (общества) даже в области финансирования. Это лишь указывает, что хвастливые претензии на создание «распределительной справедливости» под покровительством исламского банковского дела преувеличены.

 

Эта критика не реалистична, потому что она не принимает во внимание факт, что в пропорциях к обычному банковскому делу исламские банки и финансовые учреждения – не более чем маленькая капля в океане, и поэтому они не могут переделать экономику за короткий период.

 

Во-вторых, эти учреждения находятся в младенческом возрасте. Им приходится работать с большим количеством ограничений, поэтому некоторые из них не в состоянии выполнить все требования Шариата во всех своих сделках, поэтому каждая сделка, совершаемая ими, не может быть отнесена к Шариату.

В-третьих, исламские банки и финансовые учреждения обычно не поддерживаются правительствами, юридическими и налоговыми системами и центральными банками соответствующих стран. При этих обстоятельствах им приходится идти на определенные уступки по причине потребности или необходимости, которые не основаны на оригинальных и идеальных принципах Шариата.

 

Ислам, будучи практическим образом жизни, имеет два набора правил; один из них основан на идеальных целях Шариата, который применим в нормальных условиях, а второй основан на некоторых послаблениях, учитывающих нестандартные ситуации. Реальный исламский порядок основан на первом наборе принципов, в то время как последний является уступкой, которая может быть принята в случае необходимости, но он не отражает истинную картину реального исламского порядка.

 

Живя при этих ограничениях, исламские банки главным образом полагаются на второй свод правил, поэтому их действия не могут внести видимые изменения даже в ограниченный круг своих операций. Однако если вся система финансирования будет основана на идеальных исламских принципах, то она, конечно, окажет заметное воздействие на экономику.

 

Нужно отметить, что настоящая книга, будучи путеводителем по современным финансовым учреждениям, имеет дело с обоими типами исламских правил. Вначале были разработаны идеальные исламские принципы финансов, а позже мы обсудим наилучшие возможные уступки, которые можно использовать в переходный период, когда исламские учреждения работают под давлением существующей юридической и финансовой системы. У Шариата есть определенные принципы таких уступок, и их основная цель состоит в том, чтобы избежать ясных запретов, принимая менее предпочтительную линию действия. Это может не служить основной цели – установить истинный исламский порядок, но все же она может помочь воздержаться от явного греха и спасти человека от злой участи неповиновения, пускай и на индивидуальном уровне, а такое спасение – заветная цель мусульманина. Кроме того, это может помочь обществу продвинуться постепенно к идеальной цели установления полного исламского порядка. Эта книга должна быть изучена в свете этой схемы исламского Шариата.

 

 

 

Обновлено:
Вернуться назад

Лента новостей

16.12.24 Акция! Первоначальный взнос и наценки на Автофинансирование снижены!

13.12.24 Сотрудники ЗАО «ЭкоИсламикБанк» прошли обучение у признанных экспертов исламского банкинга

11.12.24 Наценки снижены! Авто в рассрочку, финансирование бизнеса и сельского хозяйства – еще доступней!

30.10.24 Всемирный день сбережений - депозиты «Мудараба» и «Кард» к услугам наших клиентов и партнеров

24.10.24 ОЦ «Баракат» завершает онлайн-обучение сотрудников «Банка Развития Таджикистана»

22.10.24 Как отправить перевод из Кыргызстана в Россию и обратно?

15.10.24 Тендер на услуги по проведению обязательного внешнего аудита Банка за 2025 год

10.10.24 Откройте депозит по исламским принципам и приумножайте свои сбережения!

24.09.24 16 лет работы по Стандартам Шариата – получено Заключение о соответствии деятельности Банка ИПФ

18.09.24 В ЗАО «ЭкоИсламикБанк» проходит заседание Шариатского Совета

17.09.24 Скончался Муртазалиев Шамиль Муртазалиевич – Председатель Совета директоров ЗАО «ЭкоИсламикБанк»

10.09.24 Об изменении коэффициента участия в прибыли вкладчиков по депозитам «Мудараба» с дополнительными вкладами по продукту «Выгодный»

23.08.24 ГНС напоминает: до 1 сентября 2024 года необходимо уплатить налог на имущество

23.08.24 Мамлекеттик салык кызматы эскертет: 2024-жылдын 1-сентябрына чейин мүлк салыгын төлөө зарыл

17.07.24 Кыргыз Республикасынын Улуттук банкы эскертет: Телефон чалуу менен алдамчылык фактылары көбөйдү!

15.07.24 Национальный банк Кыргызской Республики предупреждает: участились случаи телефонного мошенничества!

08.07.24 Об изменении коэффициента участия в прибыли вкладчиков по депозитам «Мудараба»

Все новости
Опрос