Введение в исламские финансы. Мурабаха. Часть первая

Опубликовано: 13.06.14 Просмотров: 11417 Версия для печати

Опубликовано Ахмад в Чт, 05/23/2013 - 10:14

 

Автор:           Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Книга:           An Introduction to Islamic Finance

Источник:     Даруль-Фикр.Ру

 

Мурабаха


Введение


Большинство исламских банков и финансовых учреждений используют мурабаха в качестве исламского способа финансирования, и большинство их финансовых операций  основано на мурабаха. Именно поэтому этот термин был принят в экономических кругах сегодня как метод банковских операций, в то время как оригинальное понятие мурабаха отличается от этого утверждения.

 

На самом деле, «мурабаха» – это термин исламского фикха, который относится к особому виду продажи, не имеющей никакого отношения к финансированию в его первоначальном смысле. Если продавец соглашается предоставить покупателю какой-то товар с определенной прибылью, которая будет добавлена к его стоимости, эту сделку называют мурабаха. Основная суть мурабаха состоит в том, что продавец называет реальную стоимость, за которую приобрел товар, и затем добавляет к ней некоторую прибыль. Эта прибыль может быть выражена в единовременно выплачиваемой сумме или может составлять какой-то процент (от стоимости товара).

 

В случае мурабаха оплата может быть произведена тут же на месте, а также в иное время, согласованное сторонами. Поэтому мурабаха не обязательно подразумевает понятие отсроченного платежа, как считают некоторые люди, не знакомые с исламской юриспруденцией, которые слышали о мурабаха только в связи с банковскими операциями.

 

Мурабаха в своем первоначальном смысле является просто продажей. Единственная особенность, отличающая ее от других видов продажи, – то, что продавец в мурабаха ясно говорит покупателю, во сколько ему обошелся данный товар и какую прибыль он хочет получить в дополнение к стоимости (товара).

Если человек продает товар по твердой цене без каких-либо ссылок на его стоимость, это не мурабаха, даже при том, что он получает некоторую прибыль в придачу к своим издержкам, потому что такая продажа не основана на понятии "издержки плюс" (когда цена на товар отталкивается от издержек на него). В этом случае продажа называется «мусавама».

 

Фактический и простой смысл слова “мурабаха» – это продажа. Однако этот вид продажи используется исламскими банками и финансовыми учреждениями, с добавлением к нему некоторых других понятий, таких как способ финансирования. Но законность таких сделок зависит от некоторых условий, которые должны надлежащим образом соблюдаться, чтобы сделать их приемлемыми в Шариате.

 

Чтобы понять эти условия правильно, нужно, прежде всего, понять, что мурабаха – это продажа со всеми своими последствиями, и что все основные компоненты дозволенной (правильной с точки зрения Шариата) продажи должны также присутствовать в мурабаха. Поэтому данное обсуждение начнется с некоторых фундаментальных правил продажи, без которых продажа не может считаться действительной по Шариату. Затем мы обсудим некоторые специальные правила, регулирующие продажу мурабаха в частности, и в конце объясним правильный способ использования мурабаха в качестве приемлемого (дозволенного) способа финансирования.

 

В этой работе мы попытались сократить описание подробных принципов (торговли) до кратких примечаний и сделать это максимально короткими фразами, чтобы было легко понять основные пункты вопроса и сохранить их для удобства использования.

 

Некоторые основные правила торговли


 «Продажа» определяется в Шариате как обмен одной вещи, имеющей ценность, на другую вещь, также имеющую ценность, по взаимному согласию (сторон).

 

В исламской юриспруденции были установлены обширные правила, регулирующие договор купли-продажи, и мусульманские ученые написали большое количество книг, во многих томах, чтобы разработать их подробно. Здесь же мы приведем краткое описание только тех правил, которые касаются непосредственно сделок мурабаха, как их осуществляют финансовые учреждения:

 

Правило 1. Предмет продажи должен существовать на момент продажи.

Иными словами, то, что еще не существует, не может быть продано. Если несуществующая вещь была продана, хотя бы по взаимному согласию, продажа является недействительной в соответствии с Шариатом.

Пример: А продает еще не родившегося теленка от своей коровы В. Эта продажа не действительна.

 

Правило 2. Предметом продажи должна быть вещь, которая находится в собственности продавца на момент продажи.

Таким образом, то, что не находится в собственности продавца, не может быть продано. Если он продает какой-либо товар до того, как приобрести его в собственность, продажа не действительна.

Пример: А продает В автомобиль, который в настоящее время принадлежит C, но А надеется, что он купит его у C и впоследствии продаст его В. Продажа не действительна, потому что автомобиль не принадлежал ему на момент продажи.

 

Правило 3. Предмет продажи должен быть в физическом или законном (фактическом) владении продавца, когда он продает его другому человеку.

 «Законное (фактическое) владение» означает ситуацию, когда покупателю хотя и не передали товар в физическое владение, все же товар перешел под его контроль, и все права и обязательства товара переданы ему, включая риск его разрушения (порчи).

 

Примеры:

1) А купил автомобиль у B. B еще не предоставил его A или его агенту. А не может продать автомобиль C. Если он продаст его прежде, чем забрать его от B, продажа недействительна.

2) А купил автомобиль у B. B после идентификации автомобиля поместил его в гараж, к которому у A есть свободный доступ, и B позволил ему брать автомобиль оттуда всякий раз, когда он пожелает. Таким образом, риск владения автомобилем перешел к A. Автомобиль находится в законном владении A. Если A продает автомобиль C без получения автомобиля в физическое владение, продажа действительна.

 

Пояснение 1

Суть правил, упомянутых в параграфах 1-3, в том, что человек не может продать товар, если нет следующих условий:

а) товар существует;

б) он принадлежит продавцу;

в) он находится в физическом или законном (фактическом) владении продавца.

 

Пояснение 2

Существует большая разница между фактической продажей и просто обещанием продать что-то. Фактическая продажа не может быть произведена, если не выполнены вышеупомянутые три условия. Однако можно пообещать продать то, что еще не принадлежит продавцу и не находится в его собственности. Это обещание обычно является только моральным обязательством продавца, которое не имеет юридической силы. Однако в определенных ситуациях, особенно когда оно возлагает на человека некую ответственность, оно может быть взыскано через суд. В некоторых случаях суд может обязать человека выполнить свое обещание, то есть произвести продажу, и если он этого не сделает, то суд может обязать его компенсировать фактические убытки, которым подвергся его партнер из-за невыполнения обещания1.

 

Но фактическая продажа должна быть произведена после того, как товар переходит во владение продавца. Это требует отдельных предложения и принятия, и, если продажа не будет произведена таким образом, правовые последствия продажи не будут следовать отсюда.

 

Исключение:

Правила, упомянутые в параграфах 1-3, смягчаются относительно двух типов продажи, которые называются баи салям и истисна.

Правила этих двух видов продаж будут обсуждаться позже в отдельном параграфе.

 

Правило 4. Продажа должна быть немедленной (безотлагательной) и абсолютной.

Таким образом, продажа, отнесенная на будущую дату или зависящая от будущего события, считается недействительной. Если стороны хотят совершить действительную сделку, им следует произвести ее заново, когда наступит дата в будущем или совершится событие в будущем.

 

Примеры:

1) А говорит В первого января: «Я продам вам мою машину первого февраля». Продажа не действительна, поскольку отнесена на будущую дату.

2) А говорит В: «Если партия Х выиграет выборы, я продам вам свою машину». Продажа не действительна, поскольку зависит от будущих событий.

 

Правило 5: Предметом продажи должны быть вещи с реальной ценностью. Таким образом, вещи, не имеющие ценности, в соответствии с правилами торговли не могут быть проданы или куплены.

 

Правило 6: Предметом продажи не может быть вещь, которую нельзя использовать иначе, кроме как с запретными целями, к примеру, вино или свинина.

 

Правило 7: Предмет продажи должен быть определенно известен и идентифицирован покупателем.

 

Объяснение: Предмет продажи может быть идентифицирован осмотром или подробным описанием, посредством чего его можно отличить его от других вещей (которые не были предметом данной сделки).

Пример: Есть здание, в котором множество квартир, устроенных по одному образцу. А, хозяин здания, говорит В: «Я продаю одну из этих квартир вам». В принимает покупку. Продажа не действительна, если квартира не будет определенно идентифицирована и указана покупателю.

 

Правило 8: Получение купленного товара должно быть определенным и не должно зависеть от неопределенных обстоятельств или случая.

Пример: А продает свою машину, украденную неизвестным человеком, а покупатель покупает ее в надежде, что ему удастся вернуть ее обратно. Продажа не действительна.

 

Правило 9: Определенность цены является необходимым условием для законности продажи. Если цена не определена, продажа не действительна.

Пример: А говорит В: «Если вы заплатите мне в течение месяца, цена будет составлять 50 единиц. Но если вы заплатите после двух месяцев, цена будет 55 единиц. В соглашается. Цена не определена, поэтому продажа не действительна, если какая-то из этих альтернатив не согласована сторонами на момент продажи.

 

Правило 10. Продажа должна быть безусловной. Условная продажа не действительна, за исключением случаев, когда условие признается как часть сделки согласно правилам торговли.

Примеры:

1) А покупает автомобиль у В, с условием, что B возьмет его сына на работу в свою фирму. Продажа является условной, следовательно, недействительной.

2) А покупает холодильник у B с условием, что В осуществляет бесплатное обслуживание в течение двух лет. Условие признается как часть сделки, и поэтому продажа законна. 

 

 

 

  1. Резолюция 2,3 от пятой сессии Исламской Академии Фикха, проведенной в Кувейте в 1409-м г. по хиджре. См.: 2:1599 سماخلا ددعلا ،يملاسلإا هقفلا عمجم ةلجم .

 

Обновлено:
Вернуться назад

Лента новостей

16.12.24 Акция! Первоначальный взнос и наценки на Автофинансирование снижены!

13.12.24 Сотрудники ЗАО «ЭкоИсламикБанк» прошли обучение у признанных экспертов исламского банкинга

11.12.24 Наценки снижены! Авто в рассрочку, финансирование бизнеса и сельского хозяйства – еще доступней!

30.10.24 Всемирный день сбережений - депозиты «Мудараба» и «Кард» к услугам наших клиентов и партнеров

24.10.24 ОЦ «Баракат» завершает онлайн-обучение сотрудников «Банка Развития Таджикистана»

22.10.24 Как отправить перевод из Кыргызстана в Россию и обратно?

15.10.24 Тендер на услуги по проведению обязательного внешнего аудита Банка за 2025 год

10.10.24 Откройте депозит по исламским принципам и приумножайте свои сбережения!

24.09.24 16 лет работы по Стандартам Шариата – получено Заключение о соответствии деятельности Банка ИПФ

18.09.24 В ЗАО «ЭкоИсламикБанк» проходит заседание Шариатского Совета

17.09.24 Скончался Муртазалиев Шамиль Муртазалиевич – Председатель Совета директоров ЗАО «ЭкоИсламикБанк»

10.09.24 Об изменении коэффициента участия в прибыли вкладчиков по депозитам «Мудараба» с дополнительными вкладами по продукту «Выгодный»

23.08.24 ГНС напоминает: до 1 сентября 2024 года необходимо уплатить налог на имущество

23.08.24 Мамлекеттик салык кызматы эскертет: 2024-жылдын 1-сентябрына чейин мүлк салыгын төлөө зарыл

17.07.24 Кыргыз Республикасынын Улуттук банкы эскертет: Телефон чалуу менен алдамчылык фактылары көбөйдү!

15.07.24 Национальный банк Кыргызской Республики предупреждает: участились случаи телефонного мошенничества!

08.07.24 Об изменении коэффициента участия в прибыли вкладчиков по депозитам «Мудараба»

Все новости
Опрос