Споры о деривативах разделяют Исламский финансовый рынок
Строгие правила прозрачности и более простые структуры сделок сохранили Шариатских кредиторов от худших моментов текущего кредитного кризиса, но их способность пережить будущие шоки стоит под вопросом, так как они имеют не так много инструментов, которые бы защитили их от диких колебаний валютных курсов и процентных ставок.
"В какой-то степени не достает основанных на Шариате продуктов для управления рисками и ликвидностью, из-за чего чисто Исламское финансирование будет иметь невыгодное положение и менее способно управлять рисками ликвидности, по сравнению с традиционными банками", - говорит Хусейн Хассан, руководитель по Исламским продуктам в банке Deutsche Bank.
Эта 1 триллион-долларовая индустрия (694 млрд. фунтов стерлингов) запрещает неопределенные и двусмысленные банковские структуры (продукты), в целях исключения эксплуатации - правило, которое, по утверждениям некоторых, не допускает использования общепринятых инструментов хеджирования, таких как валютные и процентные свопы, и фьючерсные контракты.
Но по мере того, как все больше рынков включают Исламское финансирование, и растет необходимость защиты от рисков, наблюдается рост попыток найти Шариатские инструменты хеджирования.
Более сложные деривативы подверглись на Западе тщательному изучению регуляторами и правительствами, после той роли, которую они сыграли в кредитном кризисе. Некоторые продукты критиковались за то, что способствуют распространению рисков проблемных активов, вместо того, чтобы сдерживать их, и увеличивают воздействие убытков в результате финансового спада.
Деривативы были спорным вопросом в Исламе уже до краха субстандартного ипотечного рынка. Из-за различий в интерпретации Исламского права индустрия разделилась относительно использования деривативов - и по разным причинам.
В итоге у Исламских институтов осталось меньше инструментов хеджирования, чем у их традиционных коллег.
Консервативные религиозные ученые отвергают деривативы, так как практика хеджирования рассматривается как осуществление спекулятивных ставок на колебания валют и акций, что нарушает запрет, установленный Шариатом на азартные игры.
Эти подозрения усилились по мере эволюции деривативов от относительно простых сделок, таких как форвардные операции по обмену валютой, к более комплексным инструментам, как свопы на дефолт по кредиту, внебиржевые сделки между двумя сторонами, делающими ставку на то, что та или иная компания объявит дефолт по своим облигациям в течение определенного времени.
В октябре прошлого года отдельно традиционный рынок кредитных деривативов оценивался на 55 трлн. долларов.
И возможно сейчас, из-за того, что деривативы считаются главным источником финансового кризиса и причиной глобального экономического спада, точка зрения Исламского финансирования сместилась в пользу консервативного взгляда.
"Точно также как стало меньше тех, кто прибегает к традиционным деривативам, уменьшилось и число Исламских инвесторов, интересующихся Исламскими деривативами", - говорит Хуман Сабети, юрист в области Исламских финансов в компании Allen & Overy.
"Аналогичным образом новые участники Исламских деривативов, еще имеющих силу духа продолжать, уходят от более спорных структур к более консервативным".
Вместе с тем, некоторые шариатские советники, допускают использование деривативов, если они применяются для хеджирования рисков по действующим инвестициям, а не для спекуляций.
Разногласия по поводу этого аргумента понятны.
"Ислам поощряет управление рисками", - говорит Аджил Натт (Agil Natt), главный исполнительный директор Международного образовательного центра по Исламским финансам (INCEIF), Исламского университета в Куала-Лумпур. "Но где же заканчивается управление риском и начинается спекуляция?".
Деривативы избегаются, так как лежащие в их основе базовые активы могут обладать неопределенностью, в чем убедились многие понесшие убытки западные банки и инвесторы.
"По Исламскому праву, то, что вы продаете должно быть чем-то материальным", говорит Мохаммад Акрам Лалдин, шариатский ученый, состоящий в нескольких Шариатских наблюдательных советах, включая банк HSBC Amanah. "Вы не можете продавать нечто, содержание чего вы не знаете".
В прошлом году банк CIMB Islamic, крупнейший в мире организатор Исламских долговых обязательств, запустил инструмент хеджирования для операций с иностранной валютой, по которому инвесторы входят в Исламскую сделку с банком. Получаемый чистый доход, похожий на премию, выплачиваемую по традиционным опциям, дает инвесторам право исполнять опцион по согласованной ставке на срок погашения.
Но некоторые банкиры говорят, что индустрия сильно нуждается в достаточном количестве Исламских сделок, которые могут быть использованы для создания деривативов.
"Большинство контрактов, которые мы имеем на сегодняшний день, не могут быть полностью и сразу использованы для разработки деривативных продуктов", говорит г-н Хусейн из банка Deutsche Bank.
"Кроме контракта "arbun", который чаще всего используется для создания деривативов, не сразу понятно, что мы имеем достаточно других контрактов, которые могут быть использованы для разработки других инструментов".
По контракту arbun, покупатель делает вклад (который частично формирует покупную цену), чтобы купить определенный актив в будущем. Если продажа не состоится, продавец просто сохраняет депозит.
Другая проблема состоит в том, что Исламские финансовые контракты подвержены различным интерпретациям в результате разного толкования Корана.
Сейчас Международная ассоциация по свопам и деривативам работает над документом для стандартизации основных условий заключения внебиржевых шариатских деривативных контрактов.
"На Исламском рынке принятие (тех или иных контрактов, инструментов) должно согласовываться между большим количеством независимых шариатских советов, что может быть достаточно проблематичным", говорит Махмоуд Абусхамма, руководитель Шариатского отдела HSBC в Джакарта.
Источник: ХалалPages.Ру