Исламские инвесторы раскупают сукук иджара, по мере увеличения рисков
Из-за того, что такие области как сектор недвижимости Дубая и сектор промышленности Малайзии испытывают резкое падение, исламские банки становятся более осторожными в осуществлении финансирования через некогда популярную структуру мушарака, которая требует от кредиторов разделения прибыли и рисков проекта.
"Исламская облигация, основанная на договоре мушарака, предполагает подверженность финансовому риску, и не только риску неплатежа, как в случае со структурой сукук иджара", говорит Родни Уилсон, специалист по Исламским финансам из Qatar Foundation (образовательный центр в Катаре).
"Учитывая текущую неопределенность на рынках акций, я не думаю, что многие потенциальные инвесторы будут выбирать исламскую облигацию, основанную на структуре мушарака. Если рынок придет в себя и восстановится доверие, ситуация может измениться, но вряд ли это произойдет до 2009 года".
По прогнозам, там, где это возможно, эмитенты и инвесторы будут склоняться в сторону финансирования на основе иджара (соглашения об аренде), или же стремиться создавать новые структуры кредитования в рамках 100 миллиард-долларового рынка исламских облигаций.
Согласно договору мушарака, стороны вкладывают капитал в какое-либо предприятие, прибыль по которому делится в заранее оговоренных долях, а убытки, как правило, согласно доле участия в капитале.
Сукук-иджара – это арендные облигации, одобренные шариатскими учеными по всему миру, которые были в прошлом году, согласно данным рейтингового агентства Moody's, самыми популярными исламскими облигациями.
По оценкам Standard & Poor's, более 45% всех исламских облигаций, выпущенных в 2008 году, были структурированы по принципу иджара.
Иджара – это договор об аренде, согласно которому банк покупает актив и сдает его в аренду клиенту за комиссионные, включающие цену покупки и ту норму прибыли, которую дожжен заработать банк за период аренды.
Популярность структуры сукук иджара, пользующейся преимуществом из-за своей достаточно простой структуры и широкого одобрения шариатскими учеными, увеличилась, после того, как регулятор индустрии подверг сомнению действительность структур исламских облигаций, основанных на мудараба и мушарака.
В прошлом году Организация по отчетности и аудиту для исламских финансовых институтов (AAOIFI) установила, что соглашение об обратной покупке (обязательство, обнаруженное во многих исламских облигациях, о том, что заемщик выплатит их номинальную стоимость обратно по истечении срока действия) в исламских облигациях по принципу мудараба и мушарака нарушает обязательство разделения рисков.
Выпуски сукук мушарака и мудараба упали в прошлом году на 83% и 68% соответственно, сообщает Moody's. Некоторые банкиры и ученые связали это падение с постановлением организации AAOIFI, которое заставило пересмотреть текущие структуры.
"Из-за кризиса и провала традиционных структур, особенно тех, которые основаны на заемных средствах, ожидается, что все больше инвесторов будут изучать основанные на шариате структуры, и это может способствовать тому, что исламские облигации мушарака и мудараба будут выделены в отдельный класс облигаций", - говорит г-н Хелми Харунарашид, генеральный управляющий по бюджету и рынкам капитала банка Elaf Bank (Бахрейн).
Но, в случае с иджара есть свои трудности, при разработке облигаций. "При финансировании проекта не должно возникать много коммерческих вопросов, однако при использовании сукук для корпоративного выпуска облигаций, могут возникнуть трудности с поиском подходящих активов, которые можно сдать в аренду", - говорит Давиде Барзилей, юрист по Исламским финансам в компании Norton Rose.
"После того, как вы определились с активами, необходимо обеспечить то, чтобы продажа эмитенту и обратная аренда были разрешены законом и не привлекали какие-либо налоги и сборы".
По словам одного из ученых, чрезмерное использование структуры иджара привело к тому, что риску подверглись основные ее характеристики. Например, для гарантии того, что долгосрочная аренда экономически жизнеспособна, банкам разрешается приравнивать ставку арендной платы к основной ставке, оставляющей пространство для споров, например, относительно уровня инфляции. Некоторые исламские банки полагают, что привязывание ставки арендной платы к процентным ставкам это подразумеваемая мера, но это запрещено шариатом.
Еще одним спорным моментом является то, что банки в договоре об аренде пишут о том, что продадут актив клиенту, только когда закончится срок аренды. Консервативные ученые не одобряют эту практику, на том основании, что исламское право не разрешает привязывание одной операции к другой. Вместо этого банкам разрешено давать отдельное одностороннее обещание о переходе актива по истечении срока аренды.
Источник: ХалалPages.Ру