Новости Исламской Экономики » Право собственности в Исламе


19.02.09 от ecoislamicbank
Право частной собственности вытекает из природы человека и связано с его стремлением к приобретению материальных благ и с инстинктом самосохранения. Однако природа этого права и его пределы претерпевали изменения на протяжении истории.

Например, в определенные эпохи правом собственности обладало лишь племя – это была так называемая «общая» (или «общинная») собственность. В некоторых западных провинциях Канады и сегодня можно встретить религиозные секты, члены которых считают, что собственность должна быть «общей». В целом же с течением времени круг собственников менялся: появилась семейная, частная, общественная, муниципальная и государственная формы собственности.

Те или иные формы собственности могут преобладать в определенном обществе в зависимости от той идеологии, которой оно придерживается.

Право собственности или право доверительного управления?

Многочисленные аяты Корана дают нам понять, что Владельцем (Собственником) всех вещей во Вселенной является их Создатель – Всевышний Аллах. В абсолютном смысле все, что есть в мире, принадлежит Ему: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них, и Он мощен над всякой вещью!» (5:120). Согласно Корану, Аллах - «Царь царства» (3:26).

Но это вовсе не означает отсутствия у людей каких-либо полномочий. Просто наша собственность на тот или иной предмет приобретает в таком свете особый характер. Человека можно считать в какой-то степени «доверительным управляющим» Бога на Земле.

Таким образом, Коран не отменяет права частной собственности. Для примера можно привести следующий аят: «Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает милостыни» (9:104). Поскольку Бог «принимает милостыни», значит, у Его рабов есть то имущество, которое они могут пожертвовать.

Разновидности собственности

Ислам предусматривает различные полномочия в отношении различных категорий объектов собственности. Есть такие вещи, которые принадлежат Богу и недоступны людям, например, планеты.

Есть также то, что принадлежит человечеству в целом, например, океаны – они не могут находиться в частной собственности. В каждой стране и в каждом обществе есть то, что принадлежит каждому гражданину, например, земли общего пользования. Существуют и такие предметы, которые могут находиться во владении одного определенного лица или группы лиц.

Вся собственность, которой владеют люди, связана с определенными правами и обязанностями. Исламский закон устанавливает в этом смысле некоторые ограничения. Главное же, что надо помнить – это то, что все, в конечном счете, принадлежит Богу, и мы должны распоряжаться своим имуществом в соответствии с Его заповедями.

Пределы прав собственника

Одно из ограничений, налагаемых Исламом, заключается в том, что собственность должна быть приобретена законным путем. В свою очередь, право человека защищать свою собственность является священным.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Человек не должен причинять вреда себе или окружающим» (Муслим). Это необходимо учитывать и при использовании собственности. Например, Ислам порицает монополизацию ресурсов, имеющих жизненно важное значение для всего общества. Кроме того, Шариат отмечает, что допустимо причинить малый вред, если это необходимо для предотвращения большего вреда, который будет причинен значительному числу людей или обществу в целом.

Третьим ограничением является требование, чтобы собственник находился в здравом уме. Если же он сумасшедший, то должен быть назначен опекун, в задачи которого входит следить за использованием имущества в интересах подопечного, поскольку последний, действуя самостоятельно, мог бы причинить вред себе или окружающим.

Обязанности, связанные с собственностью

Право собственности, согласно Шариату, связано с выполнением определенных обязанностей. Одна из них заключается в том, чтобы использовать собственность для содержания семьи (иногда – расширенной семьи).

Другим обязательством, связанным с собственностью, является выплата закята (отчисление в пользу нуждающихся), что является фардом (обязательным действием) для любого мусульманина или мусульманки. Закят является одним из столпов Ислама, формой поклонения Аллаху Всевышнему.

Закят может выплачиваться, в том числе, и в денежной форме. Он не является разновидностью подоходного налога. Размер закята составляет 2,5% от стоимости принадлежащего лицу определенного имущества, при этом то имущество, которое человек использует для своих первоочередных нужд (например, дом, в котором он проживает), не учитывается. Закят выплачивается один раз в год.

Кроме этого, в мусульманском обществе существуют и другие виды налогов. Известны слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «На собственности лежат и другие обязанности, помимо закята» (Тирмизи). Однако справедливый правитель вводит дополнительные налоги лишь в том случае, если сумма закята оказывается недостаточной для удовлетворения потребностей общества, например, в случае войны, голода, болезни или других непредвиденных обстоятельств.

Законные способы приобретения собственности

Собственность считается законной, если она была приобретена дозволенными способами. Одним из них является личный труд человека, который может заключаться в работе по найму, занятии бизнесом, торговлей, в охоте или рыбной ловле.

Однако Ислам признает и другие пути приобретения права собственности. Так, женщина, выходя замуж, получает свадебный дар от мужа (махр) и, кроме того, вправе рассчитывать на содержание. Ислам предусматривает и приобретение собственности по наследству. Малоимущие же могут получать закят, или саадака (добровольную милостыню). Кроме того, в Исламе разрешено дарение, а также обмен товарами (выражаясь современным языком - бартер).

К незаконным способам приобретения собственности относятся воровство, вымогательство, присвоение общественных средств и другие действия, которые признаются преступлениями в любом современном обществе (например, завладение имуществом путем обмана – мошенничество, а также получение взятки).

Однако в Исламе к недопустимым способам приобретения денег и других ценностей относятся также взимание процентов по займам (риба или ростовщичество) и азартные игры. Незаконными считаются и средства, полученные недопустимым для мусульманина (мусульманки) способом: путем занятий проституцией, гаданиями, продажа алкоголя, наркотиков, свинины и т.п.

Этика собственности

Юридические и этические нормы в Исламе тесно переплетены. Возьмем, например, сбережения. Любой человек может отложить некоторую сумму денег на случай непредвиденных обстоятельств.

Однако накопление богатства как самоцель не поощряется. В Коране говорится: «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, - обрадуй их мучительным наказанием» (9:34). Это этическое требование имеет вполне понятное экономическое обоснование: деньги изымаются из оборота, и в результате замедляется процесс освоения природных ресурсов, сокращается количество рабочих мест и т.п.

Другим требованием, содержащимся в Коране, является умеренность в расходовании денежных средств. Ислам запрещает как скупость, так и расточительство: «И не делай твою руку привязанной к шее и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым, жалким» (17:29). В другом же аяте говорится: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь Он не любит излишествующих!» (7:31).

Ислам также учит нас, что не должно быть «ничьей» собственности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Человек, который осваивает землю, имеет право владеть ею» (Бухари).

Таким образом, Ислам признает право частной собственности и в то же время защищает интересы общества, накладывая на собственника определенные моральные и этические обязанности.

Доктор Джамаль Бадави – профессор Университета св. Марии в Галифаксе (Канада), преподаватель менеджмента и религиоведения, автор нескольких работ, посвященных различным аспектам Ислама
Источник: Исламская экономика: право каждого - благо всех