Новости Исламской Экономики » Наталья Нырова: "Интеграция с исламским правом: активная позиция Китая" 23.12.09 от ecoislamicbank |
Определенное экономическое и научно-техническое отставание исламского мира грозит замыканием в себе, поиском особого пути социально-экономического развития, противостоянием так называемому «западному пути развития цивилизации». С другой стороны, глобальный финансовый кризис показал, что в отличие от экономики Запада, злоупотребляющей виртуальной ценностью финансовых деривативов, исламское предпринимательское право успешно и надежно оперирует реальными материальными ценностями. Так называемая «исламская финансовая система» действует в соответствии с положениями Корана, Сунны и иджмы. Принципы системы: запрет на проценты, на спекулятивные сделки, на инвестирование в отрасли, не разрешенные верой. Кроме того, существуют специальные структуры, контролирующие соблюдение финансовыми организациями правил веры. Принципы работы мусульманских банков также отличаются от принципов европейских и американских банков. Исламские банки вместе с клиентами участвуют в распределении рисков и прибыли по кредитам. Принцип же кредитования западных банков — независимо от успеха или фиаско проекта кредит должен быть возвращён, и сначала должны быть уплачены проценты, а только потом — основной долг. Пример с автокредитом. Западный банк обычно предоставляет кредит клиенту, чтобы тот купил автомобиль сам. Затем клиент должен в установленные сроки ежемесячно выплачивать банку проценты и основной долг. А по правилам исламских финансов машину покупает банк, затем сдает ее в прокат (аренду) клиенту. Ежемесячно взимает с клиента арендную плату, а не проценты. Клиент, только окончательно рассчитавшись с банком (выплатив арендную сумму), официально получает на автомобиль право собственности. Операции по вкладам в исламских банках также отличаются. Это операции с денежными средствами, а не с акциями или обязательствами. Банк инвестирует деньги клиента в проекты, которые являются потенциально прибыльными не столько для банка, сколько для клиента. Нравственные инвестиции Многие специалисты уже задумались о целесообразности и возможности использования современной западной экономическо-правовой системой той части исламского права, которая регулирует предпринимательство, а также определяет методы ведения бизнеса, основанные на религиозных нормах. В свою очередь, исламский инвестиционно-банковский бизнес, связанный рамками шариата, также чувствует необходимость развития в условиях усиления глобальной конкуренции. Поэтому исламские бизнесмены пытаются смягчить свои позиции и найти компромисс с немусульманским деловым миром. Первыми проявили интерес к интеграции почему-то не те страны, на территории которых мусульманские народы проживают исторически как часть нации, например, Россия и некоторые страны СНГ, Восточной и Южной Европы, а те, которые «корыстно» заинтересовались валютными накоплениями богатыхисламских стран, увидев в них солидных инвесторов. Нельзя сказать, что мусульманский бизнес не проникал в экономику стран неисламского мира. Но, сталкиваясь с осторожным отношением и непониманием ими шариатских норм и требований, старался действовать с недомолвками и ограниченно, предпочитая партнеров из мусульман. Такой обособленностью мусульманского бизнеса не могли не пытаться воспользоваться и экстремистские исламистские организации. Всё это только усиливало настороженность властей немусульманских стран. Но вместе с тем крепло понимание, что исламские финансы (в первую очередь, нефтедоллары) — это очень лакомый кусок. В США их быстро и умно обозначили как «нравственные инвестиции», сделав акцент, что они осуществляются в соответствии с принципами морали и нравственности (пусть и религиозными). Поэтому клиентами исламской финансовой системы становятся не только мусульмане, но и лица, не исповедующие ислам (55% клиентуры исламских банков). На Западе становится модным покупать халяльные (дозволенные шариатом) финансовые продукты. Фактически 60% средств исламских фондов поступают из НЕ-исламских источников. Наиболее активны исламские банки в тех странах Запада, где их деятельность нашла свою нишу в законодательстве. Например, в Великобритании и США, где господствует прецедентное право, легче использовать исламские принципы ведения бизнеса, чем в странах с более зарегулированным законодательством. Существует несколько моделей интеграции страны или региона с системой исламских финансов. Модель 1. Создание исламского банка, который может функционировать в виде: - «специализированного исламского банка», то есть коммерческо-инвестиционного банка, полностью структуризированного на принципах ислама и использующего только исламские финансовые инструменты; - «исламского окна», то есть отделения обычного банка, которое оказывает специализированные услуги по работе с исламскими финансами. Модель 2. Создание и развитие «оптового» рынка исламских финансовых продуктов в виде: - рынка исламских облигаций (сукук); - рынка деятельности исламских фондов в виде акционерных фондов с показателями индексного типа, занимающихся недвижимостью, страхованием и другими видами финансового посредничества. «Китайская специфика» Китай своевременно, осознанно и целенаправленно занялся международной интеграцией с исламским правом, приспособлением бизнеса по правилам шариата к своим социально-экономическим интересам. При этом он не забывает вносить в интеграцию «китайскую специфику», например, предложив исламским фондам заняться «взаимным трансфером арабской нефти и китайской сельхозпродукции». С помощью исламских финансов китайцы хотят решить следующие проблемы: - накопление валютных запасов; - развитие отсталых западных регионов страны (преимущественно с мусульманским населением); - смягчение межнациональных и межрелигиозных трений на территории Китая. Поэтому китайцы решились создать в западной части страны «структуру исламских финансов», которая работала бы с продуктами исламской финансовой системы. Эта система может участвовать в создании исламских инвестиционных фондов, которые будут привлекать инвесторов из Среднего Востока для развития западных районов Китая (в строительство, управление финансами и имуществом). Компаниям западных районов КНР будут выдаваться разрешения на выпуск «исламских облигаций» и их размещение за рубежом. В рамках этой системы китайские банки будут стимулироваться к созданию в странах Среднего Востока своих «окон исламских финансов». Китайцы считают, что легче и безопаснее разрешить отдельные исключения в виде создания неких структур, которые можно держать под полным контролем, чем «тащить исламское право в Китай», радикально меняя внутреннее законодательство. Они считают, что в случае неудачи легче ликвидировать экспериментальные структуры, чем менять свое законодательство обратно. Тем более что в случае неуспеха «неудачники» погибнут сами. Однако китайцы рассматривают и возможность корректировки части своего законодательства, но в рамках местного и на ограниченной территории. Например, в законодательстве г. Шэньчжэнь и ОАР Сянган (Гонконг). В настоящее время в качестве экспериментальных площадок для работы с исламскими капиталами Китай выбрал территории Особого административного района Сянган (Гонконг) и Нинся-Хуэйского автономного района. Гонконг Выбор Гонконга обусловлен его исторической внешнеэкономической привлекательностью «свободных ворот в Китай», к тому же наличием территориальной, законодательной и финансовой обособленности, делающей эксперименты безопасными. Кроме того, гонконгское право представляет собой смесь континентального и англо-американского прецедентного права и способно более терпимо отнестись к шариату. Гонконг можно считать «полигоном» для работы с иностранцами. Еще в сентябре 2005 г. Кувейт создал первую на Среднем Востоке компанию, специализирующуюся на инвестициях в Китай, в основном, в телекоммуникации, недвижимость и нефтехимию. Строительный и Торгово-промышленный банки Китая сразу же провели первоначальное размещение ценных бумаг (IPO) в Гонконге. За приобретение этих акций боролись инвесторы со всего арабского мира. Арабский «Шамиль Банк» (Shamil Bank) совместно с китайской корпорацией «Чжун Синь» (CITIC Group) создали исламский фонд в размере 100 млн. долл. США для инвестирования в китайский рынок недвижимости. В октябре 2007 г. Гонконг объявил о намерении создать у себя рынок исламских облигаций, который станет центром исламских финансов всего китайского региона Юго-Восточной Азии. В августе 2008 г. Управление финансов Гонконга разрешило одному из банков Гонконга (Hong Leong Bank) создать операционное «окно» для работы с исламскими банками. Через Гонконг Китай активно сотрудничает с Малайзией и ОАЭ, продвигая на свой рынок такие исламские финансовые продукты, как: вклады, кредиты, лизинг. Активно используется такой инструмент традиционного исламского финансирования, как частные фонды, когда участники совместно участвуют в распределении прибыли и рисков. Нинся Нинся-Хуэйский автономный район, расположенный в северо-западной части КНР, стал площадкой для внутренней работы с мусульманским населением Китая. Работа с исламскими финансами в районе Нинся началась спустя несколько лет после осмысления первого опыта работы с ними в Гонконге. Автономный район Нинся населен так называемыми дунганами, которые фактически являются этническими китайцами, принявшими ислам. «Экспериментальным» банком определен Банк Нинся, в котором для начала решили открыть исламское отделение. В персонале банка много мусульман, некоторые также входят в топ-менеджмент банка. Банк занимается обслуживанием местных мусульман. У Банка Нинся 34 отделения. В банке продумана система управления рисками; считается, что он готов противостоять тем рискам, которые могут возникнуть в связи с нововведениями. Вместе с тем китайцы признают, что специалистов, разбирающихся в шариате, крайне мало. За 2–4 месяца можно изучить основы исламского банковского дела, страхования, рынка исламского капитала и финансовых инструментов, но на подготовку высококвалифицированных специалистов уйдет 10–12 лет. А что в России? В России зреет понимание, что мы опаздываем в попытках использовать исламское право как для экономического развития, так и для ослабления экстремизма в отдельных мусульманских районах, в частности Кавказа и Поволжья. Не секрет, что почвой для экстремизма служат бедность, коррупция и социальная неустроенность. Но в России действия по интеграции нецентрализованные, отсутствует единое экономическое пространство, существует неравномерность развития территорий. Определенную работу по интеграции с исламским правом проводит Республика Татарстан. Источник: Islamic-finance.ru |