Новости Исламской Экономики » Мурабаха в рамках российского законодательства


15.02.10 от ecoislamicbank
В июне 2008 года многоуважаемый Мухаммедгали-хазрат Хузин, муфтий Пермского края, любезно пригласил меня на работу в качестве своего советника по социальной и экономической политике.
При приёме на работу муфтий поставил задачу — изучить нормы шариата в социальной и экономической жизни мусульман и найти механизмы их соблюдения в рамках действующего законодательства Российской Федерации. В случае обнаружения каких-то противоречий между шариатом и законодательством России, предложить мусульманам возможные варианты выхода из затруднительной ситуации. Как один из вариантов — подготовить поправки в законодательство РФ и просить уполномоченных на то людей о внесении их на рассмотрение Госдумы, правительства РФ или, возможно, президента.
В ходе изучения доступных мне материалов столкнулся с тем, что многие российские специалисты по исламской экономике сетуют на отсутствие в российском законодательстве тех или иных норм и предлагают внести изменения в него.
Более детальное изучение привело меня к заключению, что во многих случаях изменений законодательства не требуется. Надо лишь правильно применить имеющиеся инструменты.
Не буду далеко ходить за примерами. Приведу лишь один финансовый инструмент. Преднамеренно, не самый распространённый в российской практике. В смысле применения.
Итак, задача.
Условие задачи: получить средства в банке на приобретение товара (оборудования, сырья и т.п. МАТЕРИАЛЬНЫХ предметов).
Ограничения:
1. Кредит с его ссудным процентом не рассматривается. Ибо риба — харам.
2. Банк не имеет права купить и перепродать вам необходимый товар. Российские законы не позволяют.
3. Создание инвестиционной либо лизинговой компании при банке или с его участием слишком долгий и затратный путь.
Решение:
Берём Гражданский кодекс РФ, открываем часть 2, находим параграф 2, внимательно читаем статьи 912 – 917 из главы 47. Это статьи о несправедливо забытой ценной бумаге — складское свидетельство. Здесь описывать его не буду. Кому интересно, обратитесь к первоисточнику.
Итак, идём к производителю товара или оптовику, просим оформить складское свидетельство и ксерокопию свидетельства несём в банк. Просим банкира купить и перепродать вам, естественно — дороже, это конкретное складское свидетельство, в котором указаны все существенные характеристики товара, но с рассрочкой платежа.
Складское свидетельство — ценная бумага. Банк имеет полное право покупать и перепродавать ценные бумаги. Складское свидетельство — безусловное, ничем не ограниченное основание для получения товара со склада.
Если вы с банкиром договорились о покупной и продажной цене складского свидетельства, то по шариату сделка будет называться мурабаха. Если банкир купит и продаст вам по заявленной вами цене складское свидетельство, но вы не будете знать о его покупной цене, сделка будет называться бай муаджал.
Покупаете в рассрочку складское свидетельство, идёте на склад и получаете товар. Товар есть? Есть. Риба есть? Нет. Что и требовалось. Так же и со многими другими финансовыми и экономическими инструментами по шариату и российскому законодательству.
Берусь утверждать, что в российском законодательстве отражены и вакф, и закят, и такафул, и мушарака, и мудараба, и иджара, и суккук etc.
Названия другие? По-моему, ничего страшного. Или название как-то влияет на суть? Или я чего-то недопонял?
Халим Шарафеев, советник руководителя ДУМ Пермского края по социальной и экономической политике

Источник: Islamic-finance.ru