Новости Исламской Экономики » Халяльный заработок – обязанность, следующая за столпами Ислама


05.08.09 от ecoislamicbank
Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поиск халяльного заработка – предписание, следующее по важности за основными обязанностями мусульманина». Другими словами, добывание дозволенных средств к существованию является религиозной нормой, по своему значению занимающей место сразу же после пяти столпов Ислама: шахады, намаза, поста, закята и хаджа.

В этом коротком хадисе содержатся три очень важных момента. Во-первых, он указывает на отсутствие пропасти между материальным и духовным в Исламе. В жизни мы часто сталкиваемся с противоречием между ними. «Мирские» дела отдаляют человека от духовного мира, а духовный подъем часто сопровождается тенденцией к отказу от материальных благ.

Казалось бы, налицо – непреодолимый конфликт. Но является ли данное противоречие неизбежным? Можно ли жить таким образом, чтобы материальная сфера находилась в гармонии с духовной? Или же они абсолютно исключают друг друга, и устранить этот конфликт невозможно?

Этот вопрос был центральным во всех религиях, и многие из них выбрали второй вариант ответа, сделав религиозным идеалом монаха-отшельника. Однако, к сожалению, в этом случае в человеке остается слишком мало человеческого. Сегодня мы знаем безрадостные истории жизни христианских и индуистских монахов, выбравших для себя такой путь.

В качестве ответной реакции большинство людей впадает в другую крайность: они делают «мирские» удовольствия целью своей жизни. Сегодня западная цивилизация предоставляет нам множество примеров этого. Разрушительное воздействие подобного выбора на духовность и мораль хорошо известно. И это напоминает нам о том, что и здесь далеко не все в порядке.

Ислам же предлагает Прямой путь, лежащий посредине между этими крайностями. Человеку присущи как материальные, так и духовные потребности. Решение проблемы лежит вовсе не в отрицании материальных благ, а в отказе признавать за ними высший приоритет.

Они являются частью жизни, и при том – достаточно важной, но не должны претендовать на место цели жизни. Проблема заключается не в самих деньгах, а в нашей любви к ним. В самом по себе богатстве нет ничего плохого.

Ведь в Коране говорится, что Аллах устроил имущество нам «для поддержки» (4:5). Есть также хадис, воздающий должное «халяльному богатству богобоязненного человека».

Поэтому усилия, прилагаемые к тому, чтобы заработать средства к существованию, не только не противоречат духовности, но и являются религиозной обязанностью!

Однако приобретение материальных благ должно осуществляться халяльными (дозволенными) способами. И в этом – второе послание, заключенное в приведенном в начале статьи хадисе. Это широкое утверждение является основой для исламизации экономической жизни общества.

Не всякая идея бизнеса и не всякий вид предпринимательской деятельности общественно полезны. При этом решение, отделяющее правильное от неправильного, не должно зависеть от так называемой «стихии рынка». Добро и зло в экономической жизни, так же как и в жизни в целом, определяется Высшим источником. Шариат учит нас, что является халялем (разрешенным), а что – харамом (запретным) в области бизнеса, и мы должны следовать его руководству как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Однако сегодня в жизни мы зачастую сталкиваемся с противоречием между предписаниями Ислама и существующей практикой. Например, риба (взимание процентов), азартные игры, порнография, а также спиртные напитки относятся к области запрещенного. Поэтому, сколь привлекательными ни казались бы финансовые результаты связанного с ними бизнеса, мусульманин должен отказаться от предпринимательской деятельности такого рода. В этом заключается экономический джихад верующего, и становится понятным, почему поиск дозволенных видов дохода вменяется мусульманину в религиозную обязанность.

Итак, на индивидуальном уровне наш долг заключается в том, чтобы искать дозволенные профессии и дозволенные виды бизнеса. На коллективном же – установить такую систему, которая бы облегчала усилия отдельных людей и препятствовала недозволенным видам деятельности. Но иногда равновесие между этими двумя уровнями нарушается.

Очевидно, что каждый из нас должен выполнять возложенное на него на индивидуальном уровне, поскольку в Судный день мы будем спрошены именно об этом. В то же время в наш век транснациональных корпораций, Международного валютного фонда, Всемирного банка, ВТО и CNN трудно добиться того, чтобы индивидуальные усилия оставались в плоскости халяльного (дозволенного).

Почему сегодня стало так трудно избегать получения процентов? Это вовсе не связано с тем, что банковский процент столь уж полезен, просто на нем основана вся существующая финансовая система. Можем ли мы также жить в строгом соответствии с Исламом, в то время как CNN рекламирует распространенные на Западе, но неприемлемые для мусульманина вещи 24 часа в сутки, врываясь в наш дом? Поэтому очевидно, что наше стремление избегать всего запретного на индивидуальном уровне должно сопровождаться борьбой за изменение системы, порождающей несправедливость.

И третья идея, обозначенная в хадисе, - это то, что все усилия, направленные на получение заработка, не должны отвлекать нас от наших первичных религиозных обязанностей. Даже занятие полностью дозволенным видом деятельности не является оправданием, чтобы, например, пропускать намазы или не использовать возможности поехать в хадж.

Это важнее, чем кажется на первый взгляд. В минувшем столетии некоторые исламские движения допустили большую ошибку: они предположили, что основные религиозные обязанности, такие, как намаз, не имеют значения сами по себе. По их мнению, они лишь должны подготовить верующего к установлению исламского государства. Подобные заявления перевернули все с ног на голову.

В результате многие мусульмане, слишком увлеченные коллективной борьбой на политической и экономической арене, стали пренебрегать своими индивидуальными религиозными обязанностями как «вторичными». Приведенный же хадис позволяет правильно расставить приоритеты: деятельность в материальной сфере является долгом, «следующим по важности за основными обязанностями мусульманина».

Халид Бейг
Источник: Islam.Ru