Новости Исламской Экономики » Глобальный финансовый кризис с точки зрения исламской экономики 16.04.09 от ecoislamicbank |
Как все началось Глобальный финансовый кризис начался с банкротства одной из самых старых и самых почитаемых финансовых организаций – Lehman Brothers. Руководство компании объявило о банкротстве во время выходных 13-14 сентября. Далее, в понедельник Bank of America объявляет о покупке инвестиционного банка Merrill Lynch, другого именитого банка. В то же время, еще один финансовый бегемот чуть не пошел на дно: American International Group (AIG) – известнейшая страховая компания - нашла поддержку со стороны правительства США, которое выдало срочный кредит на сумму 85 миллиардов долларов. Таким образом, в течение двух-трех дней обанкротился один и едва удержались от банкротства два самых больших финансовых учреждения США, что привело к снижению котировок практически на всех фондовых рынках мира к середине недели. В России торги пришлось останавливать из-за более чем десятипроцентного снижения котировок на ММВБ и РТС. Еще раньше, в начале сентября этого года, правительство США переняло на себя руководство крупнейшими организациями по ипотечному финансированию: Fannie Mae и Freddie Mac. Все эти новости являются продолжением ипотечного кризиса, начавшегося в 2006-2007 годах, когда сотни тысяч клиентов перестали платить по кредитам, выданным в период с 2001 по 2006 год. Дело в том, что когда цены на недвижимость росли, многие клиенты рефинансировали существующий кредит и брали второй, надеясь на то, что высокие цены на дома покроют второй займ. Однако, когда цены стали падать, многие клиенты оказались в ловушке: цены на недвижимость стали ниже, чем взятый кредит. Кроме того, процентные ставки пошли вверх и потянули за собой размеры выплат по процентам. Многие просто не смогли продолжать платить по ипотеке. В результате только в 2007 году 1,6 миллионов единиц недвижимости стали субъектами конфискации в судебном порядке, что на 79% выше, чем в 2006 году. Почему глобальный кризис Все перечисленное выше произошло в США. Но как, некоторые спросят, могло случиться, что кризис затронул весь мир? Главными виновниками этого выступают глобализация, инновации в финансовой сфере и простая жадность финансовых спекулянтов. Проблема в том, что процесс секьюритизации затронул субстандартные ипотечные кредиты. Банки и другие финансовые структуры, занимающиеся ипотечным кредитованием, стали трансформировать долговые обязательства по ипотеке в ценные бумаги и продавать их как хорошие инвестиции на фондовом рынке. Высокая оценка кредитных организаций позволила уравнить такие ценные бумаги с государственными облигациями США, которые считаются самыми надежными на рынке ценных бумаг. Вследствие этого многие центробанки, инвестиционные банки и ПИФы стали покупать эти ценные бумаги, обеспеченные пулом ипотек сомнительного качества. Таким образом, когда клиенты кредитных организаций США перестали платить по ипотеке, это напрямую затронуло всех, кто вложил инвестиции в эти инструменты. Вследствие такого развития событий случился ипотечный кризис, который и подтолкнул к финансовому катаклизму во всем мире, практически на всех фондовых площадках. Жадность финансовых структур как инициаторов сомнительных инвестиционных инструментов заключается в том, что, зная, насколько рискованны эти бумаги, они продавались как высоконадежные, приносящие хорошую прибыль инструменты. Для меня это чистой воды мошенничество. По-другому нельзя назвать такой процесс секьюритизации, когда плохие активы оборачивают красивой упаковкой в виде высокой оценки Standard & Poor’s и продают то, что вообще не должно продаваться. Вдобавок к этому тонна других сомнительных финансовых продуктов была придумана, дабы продавать их как дополнительную страховку от колебаний рынка. Многие опции и фьючерсы имеют мало общего с реальными активами, но и они покупаются и продаются как реальные активы (имею в виду такие активы, как недвижимость, оборудование, какое-то реальное производство или интеллектуальная собственность). В основном это финансовые активы, то есть долговые обязательства. В конечном итоге на фондовом рынке большая часть торгов приходится на куплю-продажу долгов и их производных. В этом и заключается жадность людей, задействованных в этой сфере, которую большинство сторонних наблюдателей не понимает. Трейдеры, брокеры, менеджеры инвестиционных фирм и банков прекрасно знают, какой негативный экономический эффект может быть из-за системного кризиса, когда финансовая система просто не выдерживает давления рынка, заполненного сомнительными и нереальными инвестиционными и другими финансовыми продуктами. В конечном итоге происходит сбой, и кому-то приходиться платить за все долги. Обычно пострадавшими являются простые рабочие и служащие, имеющие мало общего с финансовой системой и исправно платящие налоги. Глобальный финансовый кризис с исламской точки зрения Читатель уже наверняка узрел некоторые факторы кризиса, которые не должны иметь места в исламской экономике. Главным среди них является то, что финансовые структуры, соответствующие Шариату, не имеют права продавать долг, кроме как по номинальной цене. Секьюритизация активов исламских банков имеет место быть, но эти активы в основном связаны с реальными вещами: недвижимостью, производством, оборудованием и т. п. Мухаммад Махмуд Аван, профессор при Международном центре изучения исламских финансов в Куала-Лумпуре в феврале этого года так высказался по поводу ипотечного кризиса: «Ипотечный кризис просто невозможен, если следовать исламским принципам, так как, согласно Шариату, нельзя продавать долг за долг». Таким образом, исламские банки просто не могут продавать долги по ипотеке в виде ценных бумаг под проценты. Здесь важную роль играет запрет на ростовщичество (риба), который распространяется и на продажу долгов за цену выше номинальной, даже в отсрочку. Лора Роули, финансовый обозреватель Yahoo! Finance пишет следующее: «Корни этой проблемы - коктейль долга и патологического оптимизма, и многие американцы были опьянены этим. Ввиду легкого доступа к кредитам они покупали дома, машины и много других вещей, которые они просто не могли себе позволить. Они надеялись на лучшее, надеялись, что их растущие зарплаты помогут все оплатить». Таким образом, целые народы всю свою жизнь живут в долг, надеясь, что все будет ок. Однако, как мы видим из новейшей экономической истории, если эти долги еще и продавать, обманывая весь мир относительно их надежности, то кризис, глубины которого никто не знает, неминуем. Еще одна проблема заключается в том, что все участники этого фиаско были довольны существующей финансовой системой. Как никогда, методов получения прибыли финансовыми структурами стало настолько много, и они стали настолько сложны, что человек непосвященный никогда не поймет, каким образом все это работает, а будет только удивляться, откуда такие баснословные зарплаты, бонусы и гонорары выплачиваются менеджерам банков. Что же исламская экономика может предложить для решения финансового кризиса? Краткосрочными мерами являются (1) полный отказ/запрещение или хотя бы ограничение торговли долговыми обязательствами на фондовом рынке; и (2) отказ/запрещение/ограничение финансирования проектов, инструментов и/или методов торговли, не приносящих никакой ценности реальной экономике, а только увеличивающих возможность спекуляции на рынке (в эту категорию входят деривативы, short-selling, ценные бумаги с высокой степенью риска, акции финансовых структур-эмитентов ценных бумаг с высокой степенью риска). В долгосрочной перспективе, только продвижение коранических принципов может хоть как-то изменить к лучшему менталитет участников рынка, ограничив консьюмеризм, избыточное потребление ресурсов и финансирование только высокодоходных проектов. Это такие принципы как вера в Единого и Единственного Господа, боязнь Его гнева, вера в жизнь после жизни, отказ от ростовщичества (риба), правдивость и открытость в бизнес-транзакциях, братство всего человечества, - и другие универсальные принципы. Придерживаясь их, участники рынка могут обезопасить себя и все человечество от бед, финансовых и иных. С исламской точки зрения все ресурсы принадлежат Богу, человек, как Его наместник на этой земле, обязан использовать их во благо всего человечества, а не во благо маленькой группы людей. Заключение Всякий кризис имеет положительную сторону в том смысле, что люди стремятся понять случившееся, изменить что-то в лучшую сторону, получить урок и набраться мудрости. Глобальный финансовый кризис не исключение. По словам Анатолия Аксакова, президента российской Ассоциации региональных банков, «любой кризис - это объективное явление, которое может периодически повторяться, и часто позволяет экономике оздоровиться, освободиться от балластов, которые не давали ей энергично и гармонично развиваться». По мнению многих обозревателей-экономистов, экономика США не рухнет, а все-таки выдержит этот кризис и выйдет более сильной и стабильной. Но хочется надеяться, что и международная финансовая система станет более благоразумной и практичной, что улучшит дисциплину и регулирование рынка и его участников. В то же время, в виду того, что действующие в соответствии с Шариатом финансовые институты не пострадали от данного кризиса, я уверен: деловые и политические элиты разных стран, включая Российскую Федерацию, станут всерьез рассматривать исламскую экономику и финансы, как достойную альтернативу существующей системе. И здесь особенно хочется подчеркнуть усилия некоторых братьев в Казани и в Москве по продвижению в нашей стране исламских финансов и страхования. Ильдус Рафиков, Международный центр по изучению исламских финансов (Куала-Лумпур) Источник: Islam.Ru |