Новости Исламской Экономики » Беспроцентная экономика: требование времени или условие дальнейшего развития?


20.08.09 от ecoislamicbank
Богатство без труда, предпринимательство без морали и политика без принципов - равносильно деградации.
Ростовщичество, узаконенное в 17 веке, имело возможность, в дальнейшем, удовлетворять свой аппетит: покрыть дополнительные затраты и перераспределить наращенные проценты, - за счет технического прогресса и роста производительности труда конца 18 начала 19 веков. Борьба за лидерство в экономике на таких принципах усилило противоречия между зарождающимися мировыми центрами и уже в начале 20 века привело к мировой войне. Послевоенное развитие экономики очень быстро переросло в длительную депрессию начала 30-х годов, выход из которого был найден за счет усиления роли государства. Модель экономики, ориентированная на наращение процентов с активным участием государства, в свою очередь, вновь обострило противоречия между странами-лидерами мировой экономики и переросло во вторую мировую войну.
Дальнейшее, поствоенное, развитие мировой экономики характеризуется лидерством США и началом процесса интернационализации. Важным критическим моментом данного этапа стал кризис начала 70-х годов, затронувший лидирующую мировую валюту - доллар США. Предложенный в то время выход: стимулировать совокупное потребление за счет массового кредитования, - создал доминирующую в мире потребительскую экономику США и дал новый импульс мировой экономике. Рост потребительского кредитования и, соответственно, наращенных процентов, активное использование финансовых дериватов создавал дополнительный спрос за счет финансовых пузырей и задавал высокие темпы роста мировой экономики. В условиях зарождающихся процессов глобализации, многие страны "соблазнялись" навязанным темпом соревнования, в результате чего развитие чередовалось локальными кризисами начала 80-х и конца 90-х годов. Апогеем такой модели развития мировой экономики стала глобальная рецессия.
Сегодня, как никогда, остро встает вопрос о необходимости совершенствования концепции развития экономики в условиях глобализации. Как отмечалось выше, масштабы и размеры действующей модели задаются в основном финансовым сектором. Доказательство тому факты: кризис, начавшись как финансовый затем перерос в экономический. Главная проблема действующей модели - разрыв между реальным и финансовым сектором, создаваемый и покрываемый за счет финансовых пузырей. Немаловажную, если не основную роль в этом играет наращение процентов.
В процессе развития и усиления финансовой сферы знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу сферы обращения Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую - Д-Д'. Позицию товара заменил финансовый инструмент, лозунг американского бизнеса "Делать деньги" трансформировался в "Делать деньги из денег". Финансовая сфера стала самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой. Произошла "финансизация" экономики: усиление влияния финансов и финансовых отношений на все стороны и уровни экономической деятельности в результате нарастающих изменений финансового характера с множеством форм проявления и характерных признаков.
В условиях глобализации произошла "финансизация" и мировой экономики - "глобальная финансизация". Объем мирового финансового рынка в десятки раз превышает мировой ВВП. Доля фиктивного капитала преобладает в структуре активов предприятий развитых стран, а их доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место в структуре доходов. Даже в сегодняшних условиях рецессии мировой экономики, финансовый сектор может играть в свою игру, показывая "чудеса роста". Вывод один - необходима разработка и обоснование новой концепции, обеспечивающей развитие без гипертрофированных секторов и губительных перегревов в экономике.
В ракурсе поиска путей надежного и стабильного развития экономики в условиях первенства финансового сектора, интересным видится изучение опыта использования беспроцентных финансовых инструментов. Идеологами и практиками развития таких инструментов выступают исламские финансовые институты. Использование исламских финансовых инструментов считается менее рискованными, так как они жестко привязаны к физическим транзакциям, что уменьшает вероятность создания финансовых пузырей. Не случайно исламские банки практически не пострадали в результате нынешнего финансового кризиса. По итогам III квартала 2008 г. прибыль исламских банков выросла на 58%.
По мнению специалистов, западная финансовая система может извлечь для себя важный урок из опыта исламских финансовых институтов: эгоистические интересы финансового сообщества не должны становиться удавкой на горле реального сектора. Решения о финансировании проектов должны приниматься не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспектив развития, предельной полезности и умеренной рентабельности. При исламском подходе не финансовые институты задают темп развитию реальной экономики, а производительный сектор: создавая благоприятный инвестиционный климат и пользуясь услугами финансовой сферы для повышения эффективности и обеспечения роста производства.
В чем же особенность исламских финансов? Прежде всего, в запрещении использования денег для "производства" денег, поскольку это расценивается как нечестная эксплуатация не только должника: обязан выплатить сумму при любом развитии событий, но и кредитора, который получает лишь оговоренную сумму, даже если должник заработал гораздо больше. Однако, указанное не распространяется на возможность возврата с инвестиций, основанных на обмене или владении активами с разделением имеющихся рисков. Поэтому за финансовым сектором сохраняется возможность активно проявлять себя в инвестиционной сфере, используя различные финансовые схемы и инструменты. Основные принципы исламских финансов можно сформулировать следующим образом:
- запрет на гарантированное получение заранее оговоренного процента;
- требование распределения риска между всеми сторонами сделки и участие в капитале;
- важные компоненты договора не должны зависеть от случайности;
- операции, при которых все компоненты договора реализуются в будущем, считаются недействительными (тем не менее, разрешены "отложенный платеж" и "отложенная поставка");
- ни один договор не должен касаться предметов, служащих недостойным целям (например, свинина, азартные игры, алкоголь) и тем самым запрещенным;
- запрещены инвестиции в компании со значительным внешним финансированием.
Немаловажно отметить, что предусматриваемый исламскими финансами принцип запрета на гарантированные проценты в текущих условиях рецессии подтверждает свою обоснованность, когда процентные ставки стремятся к нулевым значениям. Принцип участия в капитале финансируемой компании может оказаться сегодня очень кстати и для традиционных банков. В условиях кризиса, предприятия не всегда довольны предлагаемым на финансовом рынке уровнем кредитной ставки. Как альтернатива и компромисс, банк, согласовав условия и снизив ставку, может стать участником реализации инвестиционного проекта предприятия, претендуя помимо процента еще и на долю в прибыли. Кроме того, такой подход видится актуальным и при реструктуризации проблемных кредитов, чтобы уменьшить текущую финансовую нагрузку на должника, сократив последнему долю фиксированных расходов на оплату процентов.
Так, по оценкам МВФ, исламские банки гораздо эффективнее (понимая под эффективностью соотношение риска и отдачи на активы), если они невелики. В исследовании, которое рассмотрело результаты деятельности 77 исламских и 397 обычных банков за 12 лет, показано, что те исламские банки, активы которых не превосходили $1 млрд, оказались на треть эффективнее схожих по размеру западных банков и на четверть эффективнее тех, у которых активы превосходили $1 млрд.
Это объясняется тем, что крупным банкам сложно оценивать риски в рамках исламского подхода к финансированию. Маленьким же банкам с индивидуальным подходом к компаниям-клиентам легче определить подходящий для вложения проект и, в рамках разделения ответственности, получит неплохую прибыль от его удачной реализации. Крупных немусульманских стран с множеством мелких банков и большой долей мусульман в населении не так много. В какой-то степени этим параметрам соответствуют США и Германия. Но, самый подходящий кандидат это Россия с ее многочисленными небольшими банками и более чем 10% мусульман.
Внедрение принципов исламских финансов в России требует комплексного подхода как со стороны регулирующих и законотворческих органов, так и заинтересованных частных структур: банков, инвестиционных компаний, юридических фирм и предпринимателей. Немаловажна роль в этом процессе академической науки: для развития исламских финансовых учреждений и инструментов в России необходимо, прежде всего, их научное и идеологическое обоснование, согласование. Только после этого можно начать процедуру внесения соответствующих изменений в законодательство и, далее, инициировать практическое внедрение. Бесспорно, помощь и содействие Исламского банка развития, Международного совета по исламским финансовым услугам, Организации по бухгалтерскому учету и аудиту в исламских финансовых институтах и Международной организации по исламским финансовым рынкам в подготовке правовых документов и обучении специалистов в области исламских финансов будут очень важны.
Не секрет, что исламский капитал имеет четкую религиозно-этическую ориентацию. Исламское финансирование — свод правил, выходящих далеко за пределы чисто финансовых отношений. Финансовые учреждения, намеренные работать в этой области, должны объединить: религиозно-этические аспекты; потребности клиентов; и технику банковского дела. Структуры, планирующие создать целый портфель таких продуктов, должны соблюдать три группы ограничений: во-первых, потребности мусульманских клиентов, во-вторых, требования шариата, в-третьих, собственно финансово-банковские и юридические требования.
В свою очередь, чтобы привлечь исламские финансовые институты на российский рынок, с учетом вышеизложенного, следует обратит внимание на следующие моменты:
- создание и поддержание компетентных регулирующих органов, которые бы осуществляли активное взаимодействие с экспертами в области мусульманского права с целью реализации правил регулирования исламских финансов в России;
- законодательное определение исламских финансовых инструментов, использование которых приветствуется: формирование законодательных механизмов, используемых для работы на финансовых рынках таким образом, чтобы это способствовало использованию актуальных исламских финансовых инструментов без ущерба для традиционных инструментов;
- уделение особого внимания правовому регулированию деятельности специалистов по мусульманскому праву, максимальное привлечение их к разработке правил работы рынка;
- активизация работы по созданию соответствующих принципам мусульманского права деривативов и иных инструментов минимизации рыночных рисков;
- принятие мер в целях гарантирования ясности и четкости доносимой до потребителей финансовых услуг информации;
Все эти моменты затрагивают следующие группы вопросов: правовые; налоговые; учетные; регулятивные; и управления рисками. Несомненно, в светском государстве, к каковым относится и Россия, немаловажен вопрос согласования религиозно-этических аспектов. Поэтому основной упор при формировании новых финансовых инструментов и их внедрении в отечественную экономику следует делать на общечеловеческие, общеэкономические ценности. В сегодняшних условиях как никогда актуален поиск компромисса в обществе для скорейшего выхода из кризиса.
В зависимости от конкретных практических ответов и решений по вышеупомянутым вопросам будет зависеть черты и судьба дальнейшего развития в России финансовых инструментов и институтов, базирующихся на принципах беспроцентных финансов.

Б.С. Ирниязов,
кандидат экономических наук,
Финансовая академия при Правительстве РФ
Источник: ХалалPages.Ру