Статьи, книги, публикации » Введение в исламские финансы. Мурабаха. Часть четвертая


13.06.14 от admin

Опубликовано Даруль-Фикр.Ру в Пнд, 04/22/2013 - 11:34

 

Автор:           Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Книга:           An Introduction to Islamic Finance

Источник:     Даруль-Фикр.Ру

 

Альтернативное предложение


Теперь возникает вопрос – как банки и финансовые учреждения могут решить эту проблему. Если ничего не будет взыскиваться с неплательщиков, это может быть сильным стимулом для нечестного человека постоянно не отдавать долги.

 

Вот ответ на этот вопрос.

Мы уже упоминали, что реальным решением этой проблемы является разработка системы, когда неплательщики будут должным образом наказаны путем лишения возможности пользоваться услугами финансовых учреждений в будущем. Однако, как уже было сказано ранее, это может быть только в том случае, где вся банковская система основана на исламских принципах или исламским банкам дается должная защита от неплательщиков. Таким образом, до достижения этой цели могут потребоваться иные альтернативы. Для этого было предложено, чтобы когда клиент вступает в сделку мурабаха, его уведомили о том, что в случае неуплаты в срок он должен будет уплатить определенную сумму в благотворительный фонд, поддерживаемый (спонсируемый) банком. Необходимо обеспечить такое положение, чтобы никакая часть этой суммы не входила бы в доходы банка. Однако банк может создать благотворительный фонд для этой цели, и все суммы, зачисленные туда, должны быть использованы исключительно на благотворительные цели, одобренные Шариатом. Банк также может выделять беспроцентные ссуды нуждающимся лицам.

 

Эта рекомендация основана на правиле, выведенном некоторыми учеными-маликитами, которые говорят, что, если должника просят заплатить дополнительную сумму в случае неплатежа, это не позволено Шариатом, потому что это равноценно взиманию процентов. Однако, чтобы уверить кредитора в точной оплате, должник может обязаться отдать некоторую сумму на благотворительность в случае неплатежа. Это служит фактически, своего рода «ямин» (клятвой, обетом), которая является самоналоженным штрафом, чтобы удержать себя от неплатежа. Обычно такие «клятвы» создают моральное или религиозное обязательство, и их выполнения нельзя взыскать через суд. Однако некоторые ученые-маликиты позволяют взыскать их через суд1.

В Коране или в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, нет ничего, что бы запрещало взыскивать исполнение таких «клятв» через суд. Поэтому, в случаях подлинной потребности, на это правило можно опираться. Но, осуществляя эту рекомендацию, должны быть учтены следующие моменты.

 

1. Данный вариант предназначается только для того, чтобы оказать нажим на должников, чтобы побудить их уплачивать взносы в срок, а не увеличить доходы кредитора/финансиста, или уплатить ему компенсацию за его альтернативные издержки. Поэтому необходимо проследить, чтобы никакая часть штрафа не была частью дохода банка в любом случае, и при этом она не может использоваться для уплаты налогов или выполнения любых других обязательств финансиста.

 

2. Так как сумма штрафа не является доходом финансиста, но идет на благотворительность, это может быть любая сумма, которую должник обязуется уплатить. Она может быть также определена на основании определенного процента в год. Поэтому она может служить реальным средством устрашения против преднамеренного неплатежа, в отличие от первоначального предложения компенсации, которая, как объяснялось ранее, может иметь тенденцию поощрять неплатежи.

 

3. Так как штраф, взимаемый с клиента, является первоначально самоналоженной клятвой, а не штрафом, взимаемым финансистом, соглашение должно отражать это понятие. Поэтому надлежащая формулировка пункта штрафа должна быть установлена по следующему образцу:

Клиент тем самым ручается, что если он не выполняет своих обязательств по оплате какого-либо из его взносов в соответствии с этим соглашением, то он должен заплатить благотворительному счету/фонду, поддерживаемому Банком/Финансистом, сумму, вычисленную на основе... % в год за каждый день неплатежа, если он не предоставит доказательств, удовлетворительных для Банка/Финансиста, что его неуплата в срок была вызвана материальными затруднениями или другими не подвластными ему факторами.

 

4. Будучи обязательством милосердия, первоначально допускалось, чтобы клиент отдавал предусмотренную сумму на любые благотворительные цели по его собственному выбору, но чтобы гарантировать, что он точно заплатит, благотворительный счет или фонд, поддерживаемый финансистом/банком, должны быть названы в предложенном обязательстве. Это определенное обязательство не нарушает принципов Шариата. Однако необходимо, чтобы банк или финансовое учреждение поддерживали (спонсировали) отдельный фонд или по крайней мере, отдельный счет с этой целью, и сумма, зачисленная на этот счет, должна быть потрачена в четко определенных благотворительных целях, известных клиенту/должнику.

Это предложение успешно внедряется в большом количестве исламских финансовых учреждений.

 

Никакого продления срока (возобновления кредита)2 в мурабаха


Другое правило, которое нужно помнить и полностью выполнять, состоит в том, что мурабаха-сделка не может быть продлена (возобновлена) на дальнейший срок. В основанном на процентах финансировании, если клиент банка не может заплатить по истечении срока по какой-то причине, он может попросить банк возобновить (продлить) его долг на другой срок. Если банк соглашается, ссуда возобновляется на положениях и условиях, взаимно согласованных в тот момент времени, посредством чего согласованный процент применяется к новому сроку. Это фактически означает, что другая ссуда (на других условиях) в том же самом количестве повторно выдается заемщику.

 

Некоторые исламские банки или финансовые учреждения, которые неправильно поняли понятие мурабаха и используют его просто как способ финансирования, аналогично основанной на процентах ссуде, начали использовать понятие продления срока в мурабаха. Если клиент просит их продлить дату погашения мурабаха, они продлевают ее и удлиняют период платежа за дополнительную плату, полученную от клиента, что фактически подразумевает, что другой договор мурабаха заключается на тот же самый товар. Эта практика полностью противоречит ясным принципам Шариата.

 

Нужно ясно понимать, что мурабаха не является ссудой. Это продажа товара, уплата цены за который отсрочена до определенной даты. Как только товар продан, собственность на него передана клиенту. Он больше не является собственностью продавца. Единственно, чего может законно требовать продавец — это уплаты согласованной цены, которая является долгом, подлежащим оплате покупателем. Поэтому не может быть речи об осуществления другой продажи того же самого товара между теми же самыми сторонами. Продление срока (возобновление) в мурабаха будет обычным взиманием процентов, потому что это будет попыткой получить дополнительную сумму за долг, образованный при продаже мурабаха.

 

Скидка или более ранняя оплата


Иногда должник хочет заплатить раньше, чем было указано в договоре. В этом случае он рассчитывает получить скидку с согласованной цены. Допустимо ли сделать ему скидку в случае более ранней оплаты? Этот вопрос подробно обсуждался учеными классического фикха. Эта проблема известна в исламской литературе как “لجعتو عض” (сделай скидку и получи деньги быстрее). Некоторые ранние ученые считали это допустимым, но большинство факихов, включая ученых четырех признанных мазхабов, не позволяют этого, если скидка признавалась условием для более ранней оплаты3.

 

Мнение тех, кто дозволяет этот способ, основано на хадисе, в котором Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что когда евреев из племени Бану Надир выслали из Медины (за их заговоры), некоторые люди пришли к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: «Ты приказал им уехать, но некоторые люди здесь должны им, и срок оплаты еще не наступил». После этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал им (то есть евреям-кредиторам): «Сделайте скидку и получите свои долги раньше»4.

 

Большинство мусульманских ученых, однако, не считают этот хадис подлинным. Даже имам Байхаки, который передает этот хадис в своей книге, явно признает, что это слабый хадис.

 

Даже если этот хадис и признать подлинным, изгнание племени Бану Надир произошло на второй год хиджры, когда риба еще не была запрещена.

 

Кроме того, аль-Вакиди упоминает, что Бану Надир выдавали кредиты под проценты.

Таким образом, способ, разрешенный Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, состоял в том, что кредиторы отказываются от процентов, а должники уплачивают основную сумму долга раньше. Аль-Вакиди сообщает, что Саллям ибн Аби-Хукайк, еврей из Бану Надир, дал 80 динаров Усайду ибн Худайру на один год, с условием дополнительной платы в 40 динаров (процентов). Таким образом, Усайд был должен отдать 120 динаров через год. После этой договоренности он уплатил основную сумму в 80 динаров, и Саллям отказался от остального5.

 

По этим причинам большинство ученых считает, что, если скидка была условием более ранней оплаты, это не дозволяется. Однако, если такое условие не ставилось и кредитор делает скидку добровольно, это допустимо.

Такое же мнение было получено Исламской Академией Фикха в ежегодной резолюции № 666.

 

Это означает, что в мурабаха-сделке, произведенной исламским банком или финансовым учреждением, никакая такая скидка не может быть предусмотрена в договоре, и клиент не может требовать ее как своего права. Однако, если банк или финансовое учреждение делают ему скидку по своему желанию, это разрешается, особенно если клиент – нуждающийся человек. Например, если бедный фермер купил трактор или сельскохозяйственное орудие на основе мурабаха, банку следует сделать ему добровольную скидку.

 

Вычисление издержек (стоимости) мурабаха


Уже было упомянуто, что сделка мурабаха предполагает концепцию «издержки плюс прибыль», поэтому она осуществима только там, где продавец может определить точные издержки, понесенные им при приобретении товара, который он хочет продать. Если точную стоимость нельзя установить, сделка мурабаха невозможна. В этом случае продажа должна быть произведена на основе мусавама (продажа независимо от издержек).

Этот принцип приводит к еще одному правилу: мурабаха-сделка должна быть основана на той валюте, в которой продавец приобрел товар у первоначального поставщика. Если продавец купил его за пакистанские рупии, следующая продажа конечному покупателю должна быть также в пакистанских рупиях, а если первоначальная покупка была в долларах США, цена мурабаха должна быть также основана на долларах, чтобы точные издержки могли быть установлены.

 

Однако, в случае международной торговли может быть трудно произвести обе покупки в той же валюте. Если товар, предназначенный клиенту, импортирован из другой страны, в то время как окончательный покупатель находится в Пакистане, цена первоначальной продажи будет в иностранной валюте, а цена второй продажи будет в пакистанских рупиях. Эта ситуация может быть решена двумя способами. Во-первых, если последний покупатель согласен и законы страны это позволяют, цена второй продажи может быть также определена в долларах.

 

Во-вторых, если продавец приобрел товар, переводя пакистанские рупии в доллары, точное количество пакистанских рупий, переведенных в доллары, может быть принято в качестве издержек, а прибыль мурабаха может быть добавлена к этой сумме.

 

В некоторых случаях банк покупает товар из-за границы по цене, подлежащей оплате после трех месяцев или в рассрочку, и продает его клиенту прежде, чем он заплатит полную цену поставщику. Так как он платит в долларах, эквивалент цены в пакистанских рупиях неизвестен в то время, когда товар продан клиенту. Из-за колебаний курса доллара банку, вероятно, придется заплатить за товар больше, чем это ожидалось во время заключения сделки мурабаха. Например, курс доллара США во время заключения мурабаха был 40 рупий за доллар. Цена сделки мурабаха была установлена согласно этому уровню, но, когда банк заплатил полную стоимость товара поставщику, курс доллара увеличился до 41 рупии за доллар, таким образом, издержки банка повысились на 2,5%.

 

Чтобы предотвратить эту ситуацию, некоторые финансовые учреждения ставят условия в договор мурабаха, что в случае колебания валютного курса клиент должен понести дополнительные расходы. Согласно классическим мусульманским факихам, мурабаха, основанная на этом условии, не действительна, потому что это приводит к неуверенности в цене во время продажи. Такая неуверенность продолжается до даты спустя три месяца, когда покупатель фактически платит цену товара поставщику. Эта неуверенность делает сделку недействительной. Поэтому существуют варианты, возможные для банка в этом вопросе:

 

А) Банк должен купить этот товар на основе аккредитива сразу же и должен заплатить цену поставщику прежде, чем заключить сделку с клиентом. В этом случае никакой вопрос колебания в показателях валюты не будет иметь значения. Цена мурабаха может быть определена на основе рыночного курса доллара на день, когда банк оплатил товар поставщику.

 

Б) Банк определяет цену мурабаха в долларах США, а не в пакистанских рупиях, так, чтобы отсроченная цена оплачивалась клиентом в долларах. В этом случае банк будет иметь право получить от клиента доллары, и риск колебания в курсе доллара несет покупатель.

 

В) Вместо мурабаха соглашение может быть заключено на основе мусавама (продажа независимо от издержек), и цена может быть установлена так, чтобы покрыть ожидаемое колебание в курсе валюты.

 

Предмет (товары, которые могут быть предметом) мурабаха


Все предметы потребления, которые могут быть предметом продажи с прибылью, могут быть предметом сделки мурабаха, потому что это особый вид продажи. Поэтому акции законной компании (ведущей разрешенный в Шариате бизнес) могут быть проданы или куплены на основе мурабаха, потому что, согласно исламским принципам, акции компании представляют пропорциональную собственность держателя в активах компании. Если активы компании могут быть проданы с прибылью, ее акции могут также быть проданы посредством мурабаха. Но, само собой разумеется, что сделка должна соответствовать всем основным условиям, которые уже обсуждались выше, для действительности сделки мурабаха. Поэтому, продавец должен сначала вступить во владение акциями со всеми их правами и обязательствами, а только затем продать их его клиенту. Механизм бай-бэк (обратной покупки) или продажа акций без вступления в их владение не дозволены вообще.

 

С другой стороны, мурабаха не может заключаться на вещи, которые не могут быть предметом продажи, например, мурабаха невозможна в обмене валюты, потому что он должен быть самопроизвольным или, если (производится с отсрочкой), по рыночному курсу, распространенному в день сделки7.

 

Точно так же векселя, представляющие долговую дебиторскую задолженность держателя, не могут быть проданы или куплены, кроме как по номинальной стоимости, и поэтому никакая мурабаха не может быть заключена относительно таких бумаг. То же касается любой бумаги, дающей право держателю получить указанную сумму денег от эмитента (того, кто выдает вексель, бумагу, подтверждающую обязательство уплатить некую сумму в определенный срок), она не может быть предметом договора. Единственный способ ее продажи состоит в передаче ее по номинальной стоимости. Поэтому они (эти бумаги) не могут быть проданы на основе мурабаха.

 

Отсрочка платежа (перепланирование)8 в мурабаха


Если покупатель\клиент в мурабаха-финансировании не в состоянии уплатить в сроки, согласованные в договоре мурабаха, он может попросить продавца\банк перепланировать (перенести) платежи. Если взносы перенесены, никакие дополнительные суммы не могут взиматься за перепланирование (пересмотр сроков). Сумма мурабаха цены останется той же, в той же самой валюте.

 

Некоторые исламские банки предложили переносить стоимость мурабаха в твердой валюте, отличающейся от той, в которой имела место первоначальная сделка.Это было предложено, чтобы компенсировать расходы банка через оценку стоимости валюты. Поскольку эту выгоду было предложено извлечь из перепланирования, это недопустимо. Перепланирование всегда должно быть на основе той же суммы, в той же валюте. Во время оплаты, однако, покупатель может заплатить с согласия продавца в другой валюте на основе обменного курса на день оплаты, а не на время заключения сделки.

 

Секьюритизация мурабаха9.


Cделка мурабаха не может быть секьюритизирована для создания оборотного документа, который будет продан и куплен на вторичном рынке. Причина очевидна. Если покупатель/клиент в сделке мурабаха подписывает документ для доказательства его задолженности продавцу/финансисту, то бумага будет собой представлять денежный долг, дебиторскую задолженность от него. Другими словами, она представляет собой деньги, подлежащие оплате продавцу. Поэтому передача этой бумаги третьему лицу будет означать перевод денег.

 

Уже объяснялось, что там, где деньги обмениваются на деньги (в той же самой валюте), передача должна быть по номинальной стоимости. Она (бумага, договор) не может быть продана или куплена по более низкой или более высокой цене. Поэтому бумага, представляющая денежно-кредитное обязательство, проистекающее из сделки мурабаха, не может представлять собой оборотный документ. Если бумага передана, это должно быть сделано по номинальной стоимости. Однако если существует смешанный портфель ценных бумаг, состоящий из многих сделок, таких как мушарака, лизинг (аренда) и мурабаха, то этот портфель может выпустить договорные свидетельства при соблюдении определенных условий, более полно рассматриваемых в главе “Исламские финансы (фонды)”.

 

Некоторые основные ошибки в мурабаха-финансировании


После объяснения концепции мурабаха и сопутствующих вопросов, будет уместно выделить несколько основных ошибок, часто совершаемых финансовыми учреждениями при практической реализации концепции.

 

1. Первая и наиболее грубая ошибка: считать, что мурабаха — это универсальный инструмент, который может быть использован для всех типов финансирования, предлагаемых обычными банками, работающими на основе процентов, и NBFI (небанковскими финансовыми учреждениями).

 

Руководствуясь этим ложным предположением, некоторые финансовые учреждения, используют мурабаха для того, чтобы финасировать накладные расходы фирмы или компании, такие как оплата зарплаты их штата, оплата счетов за электричество и т. д., или зачет их долгов, подлежащих оплате другим сторонам. Эта практика полностью недопустима, потому что мурабаха может использоваться только там, где существует товар, предназначенный для покупки клиентом. Если средства требуются для какой-то другой цели, мурабаха не может работать. В таких случаях нужно использовать другие подходящие способы финансирования, такие как мушарака, аренда и т. д., в зависимости от характера потребности.

 

2. В некоторых случаях клиенты подписывают договор мурабаха только для получения средств. Они не намерены использовать эти средства для приобретения определенного товара. Они просто хотят получить средства для других целей, но, чтобы удовлетворить свои требования формальным путем, они называют вымышленный товар. Получив деньги, они используют их для любых целей по своему желанию.

 

Очевидно, что это фиктивное соглашение, и исламские финансисты должны быть очень осторожны в этом. Их обязанность состоит в том, чтобы убедиться, что клиент действительно намерен приобрести товар, который может быть предметом мурабаха. Эта гарантия должна быть получена с помощью соответствующих органов, удостоверяющих товар клиента. Затем все необходимые меры должны быть приняты, чтобы подтвердить, что сделка является подлинной.

 

Например:

 (a) Вместо того, чтобы выдать средства клиенту, цена покупки выплачивается непосредственно поставщику.

(б) Если будет необходимо, чтобы клиенту поручили средства для покупки товара от имени финансиста, его покупка должна подтверждаться счетами или другими подобными документами, которые он должен представить финансисту.

(в) Где любое из вышеупомянутых двух требований невозможно выполнить, финансовое учреждение должно организовать физический осмотр купленных предметов потребления.

Во всяком случае исламские финансовые учреждения обязаны удостовериться, что мурабаха является реальной и подлинной сделкой фактической продажи, а не используется, чтобы скрыть ссуду, основанную на процентах.

 

3. В некоторых случаях продажа товара клиенту производится прежде, чем товар приобретается у поставщика. Эта ошибка обычно совершается в сделках, когда все документы мурабаха подписываются в одно время, не принимая во внимание различные этапы мурабаха. У некоторых учреждений есть только одно мурабаха-соглашение, которое подписано во время выплаты денег или, в некоторых случаях, во время утверждения (предъявления) товара. Это полностью противоречит основным принципам мурабаха. Как уже объяснялось в этой статье, сделка мурабаха, практикуемая банками, является пакетом различных контрактов, которые вступают в силу один за другим на соответствующих этапах. Эти этапы были полностью выделены ранее, при обсуждении понятий финансирования мурабаха. Без соблюдения этого основного качества финансирования мурабаха, вся сделка превращается в процентный заем. Простое изменение номенклатуры (названия) не делает ее законной в свете Шариата.

 

Представители шариатской комиссии по исламским банкам во время проверки сделок банка на предмет их соответствия Шариату, должны удостовериться, что все эти стадии действительно соблюдались, и каждая сделка произведена в свое время.

 

4. Международные товарные операции (международные соглашения в области производства и сбыта товаров), к которым часто прибегают для управления ликвидностью. Некоторые исламские банки считают, что эти операции, будучи основанными на активах, могут быть легко заключены на основе мурабаха, и они вступают в них, игнорируя тот факт, что эти товарные операции, будучи популярными на мировых рынках, не соответствуют правилам Шариата. Во многих случаях это фиктивные сделки, где никакие поставки (товара) не имеют места. Стороны в конечном итоге только платят разницу (в цене). В некоторых случаях существуют реальные товары, но они подвергаются форвардным продажам или коротким продажам10, которые не дозволены в Шариате. Даже если сделки ограничены местом продажи, они должны быть заключены на основе исламских принципов мурабаха, с соблюдением всех необходимых условий, уже упомянутых в этой книге.

 

5. Отмечалось, что некоторые финансовые учреждения заключают сделку мурабаха на товары, уже купленные их клиентами от третьего лица. Это практика никак не обоснована с точки зрения Шариата. После того, как товар куплен самим клиентом, его нельзя купить еще раз у того же поставщика. Если он куплен банком от самого же клиента и продан ему, это является способом обратного выкупа, который запрещен в Шариате. Фактически (это происходит), если клиент уже купил товар и вновь обращается к банку за денежными средствами, чтобы произвести зачет своих обязательств перед поставщиком или если ему нужны средства для других целей. В обоих случаях исламский банк не может финансировать его на основе мурабаха. Мурабаха может быть заключена только на товары, еще не купленные клиентом.

 

Заключение


В итоге из обсуждения различных способов финансирования мурабаха могут быть сделаны следующие выводы, в качестве основных пунктов для запоминания (как напоминание):

 

1. Мурабаха по своей сути – это не способ финансирования. Это продажа, которая основана на затратном методе (методе «издержки плюс» — когда цена товара исходит из его себестоимости). Однако, после введения в него (в этот метод) понятия отсроченного платежа, он стал использоваться как способ финансирования, только для случаев, когда клиент хочет купить какой-то товар. Поэтому мурабаха не должна рассматриваться как идеальный инструмент исламского финансирования, (и она не может служить) в качестве универсального инструмента для всех видов финансирования. Она может использоваться в качестве временной меры (для перехода) к идеальной системе финансирования, основанной на мушарака или мудараба. В противном случае ее использование должно быть ограничено теми областями, где мушарака или мудараба не могут использоваться.

 

2. При использовании мурабаха соответствующие органы должны удостовериться, что клиент действительно намеревается купить товары, которые могут быть предметом сделки мурабаха. Она никогда не должна рассматриваться как фиктивная сделка (на бумаге), не имеющая фактического основания.

 

3. Мурабаха не должна использоваться для финансирования накладных расходов, оплаты счетов или долгов клиента, также этот способ не может использоваться для покупки валюты.

 

4. Главное условие для действительности мурабаха состоит в том, что товар должен поступить в физическое или фактическое владение финансиста, прежде чем он продаст его клиенту на основе мурабаха, то есть должен быть период времени, когда риск за товар несет финансист. Без принятия товара в собственность и принятия риска за товар, хотя бы на короткое время, сделка не является приемлемой в Шариате, и прибыль от нее не халяль.

 

5. Лучший способ осуществить сделку мурабаха состоит в том, когда сам финансист покупает товар непосредственно у поставщика, а затем продает его клиенту на основе мурабаха. Если финансист делает клиента своим агентом, который покупает товар от имени финансиста, это делает сделку сомнительной. Именно по этой причине некоторые шариатские советы запрещают такой способ, за исключением случаев, когда прямая покупка невозможна. Таким образом, такого способа следует избегать в максимально возможной степени.

 

6. Если в случае действительной необходимости финансист назначит клиента своим агентом с целью купить товар от его имени, то эти различные качества – агента и окончательного покупателя – нужно четко различать. Как агент, он является только попечителем (опекуном) данной вещи и, если только он не небрежен и не мошенничает, то он не несет ответственности за любые убытки (порчу товара), пока товар находится в его владении как агента. После того, как он покупает товар в качестве агента, он должен сообщить финансисту, что он выполнил свои обязательства агента, и теперь он хочет увеличить свои полномочия и купить данный товар. Когда финансист ответит на это предложение согласием, считается, что продажа выполнена, и риск ответственности за товар передается клиенту как покупателю. В этот момент он становится должником финансиста и несет все обязательства задолженности. Это необходимые требования сделки мурабаха, без которых она не может обходиться (не будет действительна). При описании мурабаха как способа финансирования, мы описали пять этапов мурабаха как агентского договора. Каждый этап из этих пяти должен быть соблюден в точности, и пренебрежение любым из них делает весь договор недействительным.

Нужно обратить внимание, что мурабаха является пограничной сделкой (между дозволенным и запретным), и незначительное отклонение от предписанной процедуры заставляет нас вступить в запретную область финансирования, основанного на процентах. Поэтому эта сделка должна быть исполнена с должной тщательностью, и никакое требование Шариата не должно восприниматься легкомысленно.

 

7. Допустимо назначать разные цены на товар при продаже за наличные и в кредит при условии, что клиент точно выберет какой-то из этих двух вариантов. Как только цена на товар установлена, она не может быть увеличена из-за более поздней оплаты, ни снижена из-за ранней оплаты.

 

8. Для гарантии своевременной оплаты, финансист может поставить условие, что в случае неплатежа клиенту придется отдать определенную сумму благотворительному фонду, который поддерживает финансист. Эта сумма может быть основана на проценте в год (может быть начислена в размере какого-то процента в год), но она должна быть потрачена на действительно благотворительные цели и ни в коем случае не должна являться частью дохода учреждения.

 

9. В случае более ранней оплаты, клиент не может требовать себе какой-то скидки с цены. Однако учреждение может сделать для него какую-то скидку с цены по собственному желанию, не делая это условием в договоре.

 

 


 

  1. Аль-Хаттаб, Тахрир аль-Калям (Бейрут, 1404 по хиджре), 176.
  2. *Ролл овер (возобновление) — продление срока кредита путем его возобновления: производится техническое погашение кредита с одновременным предоставлением нового (в т. ч. на новых условиях).
  3. Ибн Кудама, Аль-Мугни, 4, 174-75. Для более полного представления см. мою арабскую книгу «Бахут фи кадайя муасира» (25).
  4. Аль-Байхаки, ас-Сунан-аль-Кубра, 6:28.
  5. Аль-Вакиди, аль-Магази, 1:374.
  6. Шестая сессия Исламской Академии Фикха, Джидда, журнал № 7, 2:217.
  7. Для детального обсуждения предмета см. мой арабский трактат «Ахкам аль-аврак ан-накдийя» (أةيدقنلا قارولأا ماكح).
  8. Rescheduling — перепланирование, пересмотр сроков кредитов , реструктуризация долга, пересмотр сроков долга.
  9. Что это такое — см выше в предыдущей главе.
  10. Эти понятия объяснялись выше.